Category: путешествия

Хобби

Жил ли св. Антоний Печерский в пещере последние 40 лет своей жизни?

Из Повести временных лет известно, чо св. Антоний, основателя Киево-Печерской обители, последние 40 лет своей жизни, провел, не выходя из пещеры. Удалился же он в пещеру после того, как поставил игуменом монастырю Варлаама:

"И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней пещере".  (Повесть временных лет)

Между тем самый простой подсчет лет показывает, что это невозможно.

Варлаам, как о том пишется в Киево-Печерском патерике, постригся в юности и был сыном одного их бояр Изяслава. То есть постриг Варлаама Антонием имел место не ранее 1054 г. Но это лишь крайняя, чисто формально самая раняя возможная дата.  Ибо пострижение юноши  Варлаама и его поставление в игумены не могло произойти в один год. В Повести временных лет сообщается, что, когда, вскоре после смерти Феодосия Печерского (+1074), черноризец Исакий поселился в пещере Антония, сам Антоний к тому времени уже умер. В послании Симона,  в Киево-Печерском патерике, видим и ссылку на более точную дату. Там говорится, что Богородица, призвавшая греческих мастеров на строительство каменного Успенского собора Печерского монастыря, произнесла им пророческие слова: “Сей Антоний, только благословив, отойдет из этого мира на вечный покой, а сей Феодосии через два года после него отойдет к Богу...".  То есть Антоний умер, согласно пророчеству, за два года до смерти Феодосия, в 1072 г.

Более того, в согласии с тем же Патериком, Антоний не находился в монастыре постоянно. Около 1069 г., после  возвращения  из Польши князя Изяслава (бежавшего туда после мятежа киевлян, поставивших на стол Всеслава Полоцкого), Антоний вынужден был бежать их обители в Чернигов (Изяслав гневался на него "из-за Всеслава"). Там, при покровительстве Святослава, он основал новый монастырь на Болдиных горах.

Таким образом видим, что Антоний не только не мог прожить в затворе (не выходя из пещеры) последние сорок лет своей жизни, но и даже последние 3 года, не пребывал постоянно не только в пещерах, но и в самой обители.

Мы можем, однако, предложить простую версию, объясняющую этот казус.

Collapse )
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Хобби

Даниил Паломник. Лампада от всей Русской земли

Даниил Паломник (вторая пол. XI—XII в.) — настоятель (игумен) одного из черниговских монастырей, автор «Жития и хождения Даниила, Русской земли игумена».

Это произведение стало древнейшим русским описанием паломничества в Святую землю. «Хождение Даниила» было очень популярным на Руси, сохранилось более 150 его списков.


О жизни самого игумена Даниила известно очень мало. Общепринято, что он был клириком Черниговской земли. Н.М. Карамзин высказал гипотезу о том, что после окончания паломничества «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом, поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года.
Даниил посетил Палестину в 1104 — 1106 гг. в составе группы паломников из различных городов Руси.

По пути из Руси Даниил останавливался в Константинополе, Эфесе, на острове Кипр, познакомился с иерусалимским королем Балдуином I и сопровождал его во время небольшого похода в Дамаск. Даниил описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд.

В Палестине Даниил провел около 16 месяцев, жил в монастыре Св. Саввы под Иерусалимом, посетил его окрестности, города Иерихон, Вифлеем, Галилею, путешествовал и вокруг Тивериадского моря. В монастыре Св. Саввы Даниил записал для поминовения имена многих русских князей.

В произведении Даниила подробно описано торжественное богослужение у Гроба Господня, где он поставил лампаду «от всея Русскыя земля».
Игумен Даниил возжигает лампаду у гроба Господня
в Иерусалиме. Картина И. Машкова. ХХ в.
вино

Добрыня Ядрейкович


И.Г. Машков  "Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь в 1200 г."

Первым русским паломником, оставившим описание своего путешествия был Игумен Даниил, посетивший между в 1106 —1108 гг. Палестину (Святую землю). После Даниила в течение всего XII века нам неизвестно ни одного описания путешествия на Восток. Хотя, судя по свидетельствам летописей, они совершались регулярно и даже вызывали раздражение церковного начальства. Так в 1140-е годы Новгородский епископ Нифонт выступил даже с осуждением людей, чье стремление к путешествием он объяснял желанием праздно жить, везде бродя и питаясь милостыней ("порозну ходяче ясти и пити").

Следущим за Даниилом описателем заморских святынь стал новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, посетивший Константинополь в 1200 г. и проживший там до 1204 г., до разграбления города крестоносцами. Свое "хождение" в Царьград Добрыня описал в "Книге паломник" спустя несколько лет по возвращении, в 1212 г., уже после того как принял монашество.
Collapse )
вино

Даниил Черный

Даниил Черный (по мнению И.Грабаря). Лоно Авраамово.
Фреска Успенского собора во Владимире 1408 г.


Даниил Черный (ранее 1360 - ок. 1430 г.), русский иконописец, современник и сотрудник Андрея Рублева. Совместно с Андреем Рублевым расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е) Троице-Сергиевой лавры. Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом.

В летописи под 1408 г. в рассказе о создании росписей Успенского собора его имя упоминается прежде имени Андрея. Он был, видимо, старше по возрасту и считался более опытным мастером. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва.

То что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли автографов. Выход исследователи ищут в попытках выделить особые стилистические приемы, характерные для каждого мастера.

Считая Даниила Черного художником старшего поколения, И.Грабарь предложил приписать ему авторство тех произведений, в которых просматриваются черты предшествующей школы письма XIV века, заимствованные у византийских мастеров. Примером такой "старой традиции" может служить фреска "Лоно Авраамово", являющаяся частью росписи Владимирского Успенского собора, композиции южного нефа, южного склона центрального нефа, ряд фрагментов на северной стене главного алтаря, а также часть икон из иконостаса.


Скончался Даниил одновременно с Андреем Рублевым около 1430 г. от «морового поветрия» и погребен рядом с ним в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Как и Андрей Рублев, Даниил несомненно оставил после себя учеников и рисунки, служившие образцами для создания живописных изображений.


Об обретении тел Даниила Черного и Андрея Рублева

Collapse )
вино

Где находился самый древний храм Москвы?

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кремле. 1461 г.
Стояла до 1847 г. на месте древнейшего одноименного храма (снесена)
Самым древним храмом Москвы была церковь Иоанна Предтечи в Кремле. О том узнали из летописи, где по случаю постройки в 1461 г. одноименного каменного храма у Боровицких ворот (см. на картинке выше), летописец записал, что "та церковь была прежде деревянная, первая церковь на Бору, в том лесу и рублена, и была соборная при святом Петре митрополите, и двор был Петра чудотворца близко туто же".
Collapse )
вино

Корсунские врата в св. Софии в Новгороде

Корсунские врата в св. Софии в Новгороде - старинные двери, установленные внутри Софийского собора в арке, отделяющие придел Рождества Богородицы от Мартирьевой паперти (притвора, расположенного с южной стороны храма). Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются в описях Софийского собора XVIII в., где они  именуются Корсунскими. По легенде, известной уже в XV веке, Корсунские ворота — реликвия, принесенная на Русь св. князем Владимиром после взятия Корсуни в 988 г.

В очень раннее время название Корсунских врат было ошибочно перенесено на Сигтунские (Магдебургские) ворота, расположенные на западном фасаде св. Софии при входе на Корсунскую паперть.Ошибочность, этого мнения, державшегося не смотря на наличие латинских надписей на дверях, была установлена учеными в XIX веке, когда удалось доказать, что Сигтунские  ворота были изготовлены в Германии в XII веке.

Внешний вид. Корсунские врата имеют дубовую основу позднейшего происхождения. С наружной стороны основа покрыта медными пластинами. Высота створок — 2,5 м. Каждая из них украшена тремя заглубленными панелями (филенками) прямоугольной формы. Филенки отделены друг от друга рамкой из медных пластин. Пластины украшенны резным и гравированным орнаментом, а также восьмилепестковыми розетками-гвоздями, с помощью которых они крепятся к деревянной основе. Всю плоскость филенок занимают литые накладные детали — плоские шестиконечные кресты, помещенные под полукруглые арочки, которые опираются на тонкие витые колонки. От основания крестов отходятсимметричные побеги стебля с отростками. Ручки дверей оформлены в виде львиных голов с кольцами. Одна из створок с внешней стороны имеет отверстия для ключей (замок отсутсвует), что свидетельствует о том, что дверь была когда-то внешней дверью храма и открывалась с одной внешней стороны.

По мнению ученых орнамент и конструкция дверей позволяет судить о их византийском происхождении. Не исключено, что ворота действительно были изготовлены в VIII-IX вв. и могли быть доставлены их Корсуни Владимиром. Но конкретных данных для подтверждения данной гипотезы нет. Есть все основания считать, что Корсунские врата были  установлены в храме еще в XI веке, с момента строительства. Но первоначально они находились в другом месте, в дверном проеме, ведущем из западной паперти собственно в храм и являлись внешними, так как паперти первоначально находилисьвнутри открытых галерей.

Возможно "Корсунскими" ворота назывались с самого начала, дав название западной паперти св. Софии, известной впоследствии как Корсунская паперть. Перемещение дверей могло состояться в XIV (по другой версии в XVII) веке, после того, как был ликвидирован дверной проем, ведущий из Корсунской паперти в храм, и сооружена арка  отделяющая предел Рождества Богородицы от Мартирьевой паперти. После чего "Корсунскими вратами" стали называться единственные ворота Корсунской паперти, т.е. Магдебургские (Сигтунские) ворота, размещенные на входе в нее.

вино

"Лествица" Иоанна Лествичника

"Лествица" (древн.-русск. "лестница") — широко известное в Древней Руси и Византии сочинение преподобного Иоанна Синайского ("Иоанна Лествичника"), книга наставлений для христиан, подвизавшихся на пути духовного самосовершенствования.


Св. Иоанн Лествичник — монах-отшельник, впоследствии игумен монастыря св. Екатерины на Синайском полуострове (Синайский монастырь), живший в VI веке. В шестнадцать лет преподобный пришел в Синайский монастырь, где стал послушником, а к 20-ти годам принял постриг. Всю свою жизнь св. Иоанн посвятил аскетическому служению Богу. В течение 40 лет жил отшельником в пустыне, проводя время в посте и молитвах. В возрасте 75 лет был избран игуменом Синайского монастыря. Тогда же, по просьбе настоятеля Раифского монастыря, написал книгу-наставление.

Свой труд преподобный Иоанн назвал "Лествицей", уподобляя путь нравственнного восхождения лестнице, ведущей на небо, к Богу. Образ небесной лестницы был заимствован Иоанном из широко известной библейской истории о том как праотец Иаков, увидел во сне лестницу, ведущую на небо, по которой вверх и вниз поднимались и спускались ангелы (Бытие, 28, 12-13).

"Святые добродетели, — писал Иоанн, — подобны лестнице Иакова... Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего ведут на небо, а страсти, одна другую рождая и одна другую укрепляя, низвергают в бездну".

Книга Иоанна Лествичника состоит из тридцати слов (глав). Каждое из них — ступень "небесной лестницы", ведущей к Христу. Первые 23 ступени были посвящены рассказам о жизни подвижников, о смысле иночества и отречения от мира, исследованию страстей.

Collapse )
Хобби

О месте создания 3-й редакции ПВЛ

После многих терзаний летописи учеными мужами уже, правда, не совсем понятно, что такое 2 и 3-я редакция Повести временных лет. И имею ввиду ту редакцию Повести временных лет, которая отразилась в Ипатьевском и Хлебниковском списке.

Эта редакция отличается от списков ПВЛ в Лаврентьевской и Троицкой несколькими краткими пометками. По характеру этих пометок можно определить место, где редактировалась летопись в годы правления Владимира Мономаха.

Эти отличные от других редакций записи следующие:

1) 1070 г. в сообщние о закладке церкви святого Михаила во Всеволожьем монастыре добавлено "на Выдобычи".

Видим, что автор вставки заметил для себя типа "Есть же и еще один Всеволожь, т.е. основанный Всеволодом монастырь".

Collapse )