Category: история

Хобби

Какую газету продавали в Газетном переулке?


От Тверской улицы в сторону Большой Никитской тянется длинный Газетный переулок. Свое название он получил по находившейся здесь в XVIII—XIX вв. типографии и книжной лавки Московского университета, распространявшая университетские издания.

Здесь подписчики получали газету "Московские ведомости". Лавка была настолько популярна, что Успенский переулок (назван в честь церкви Успения Богородицы), на котором находились типография и лавка, стали называть Газетным.
Collapse )
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Хобби

Чудо явления тресолнечного полка на Куликовом поле. 1380 г.


Чудо это описано в летописной повести о Куликовской битве. В 9-м часу дня, когда силы русской рати были на исходе и те москвичи, «которые не бывали на ратях», «простившись с жизнью, обратились в бегство и побежали», явился неожиданно на помощь Руси небесный полк, состоящий из ангелов и святых, во главе с небесным воеводой архангелом Михаилом. Явление этого полка небесных воинов, начавших убивать татар, изменило ход битвы - ордынцы обратились в бегство.

Небесный  летописец называет «тресолнечным», то есть озаренным божественным «трехсолнечным светом», равным свету трех солнц. Говоря о явлении тресолнечного полка, он ссылается на очевидцев этого события («видели верные»). И как мы увидим в дальнейшем, у нас нет оснований не доверять его словам.

Из летописной повести:
"И после этого в девять часов дня воззрел господь милостивыми очами на всех князей русских и на мужественных воевод, и на всех христиан, дерзнувших встать за христианство и не устрашившихся, как и подобает славным воинам.

Видели верные в девятом часу, как ангелы, сражаясь, помогали христианам, и святых мучеников полк, и воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей тезоименитых — Бориса и Глеба. Среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов — архистратиг Михаил. Двое воевод видели полки поганых, и трисолнечный полк, и огненные стрелы, летящие на них; безбожные же татары падали, объятые страхом божьим и от оружия христианского"
.

И воздвиг бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик бог христианский и велика сила его! Братья измаилтяне, беззаконные агаряне, бегите не готовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду. И, услышав об этом, темные его князья и властители тоже побежали. Видя это, и прочие иноплеменники, гонимые гневом божьим и одержимые страхом, от мала до велика, обратились в бегство».

Разгадка появления сообщений о чуде
Collapse )
вино

Добрыня Ядрейкович


И.Г. Машков  "Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь в 1200 г."

Первым русским паломником, оставившим описание своего путешествия был Игумен Даниил, посетивший между в 1106 —1108 гг. Палестину (Святую землю). После Даниила в течение всего XII века нам неизвестно ни одного описания путешествия на Восток. Хотя, судя по свидетельствам летописей, они совершались регулярно и даже вызывали раздражение церковного начальства. Так в 1140-е годы Новгородский епископ Нифонт выступил даже с осуждением людей, чье стремление к путешествием он объяснял желанием праздно жить, везде бродя и питаясь милостыней ("порозну ходяче ясти и пити").

Следущим за Даниилом описателем заморских святынь стал новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, посетивший Константинополь в 1200 г. и проживший там до 1204 г., до разграбления города крестоносцами. Свое "хождение" в Царьград Добрыня описал в "Книге паломник" спустя несколько лет по возвращении, в 1212 г., уже после того как принял монашество.
Collapse )
вино

Когда в Москве появился первый военный госпиталь?

Военный госпиталь в Лефортово. Акварель Ф.Я. Алексеева. Около 1800 г. (Кликабельно!!)
Первый военный госпиталь в Москве был основан по указу Петра I в 1706 г. в Лефортово (ныне Военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко на Госпитальной площади). Это был не только первый госпиталь, но и вообще первое в России постоянно действующее государственное лечебное учреждение.

Время было военное, уже несколько лет шла Северная война со Швецией. Большое количество раненных на поле боя создавало трудности при их лечении на месте расквартирования армии. Поэтому для сосредоточения больных и раненных в одном месте решено было создать военный госпиталь или "военную гошпиталь", в женском роде, как тогда говорили, вблизи от Немецкой слободы, где жили иноземные лекари, и поблизости от солдатских  Лефортовской, Преображенской и Семеновской слобод.

В исполнение этого намерения 25 мая 1706 г. Петр I издает указ о строительстве госпиталя «за Яузою рекою, против Немецкой слободы, в пристойном месте для лечения болящих людей».
Collapse )
вино

Старая Рязань, клад 1205 г.

Книга о Рязанском кладе 1205 г., обнаруженном в ходе работ Старорязанской археологической экспедиции в 2005 г.


По ссылке khaa_alec

Клад состоял из более десятка предметов (в основном серебро 960 пробы, искусной работы). Зарыт в землю в суматохе декабря 1237 г., когда Старая Рязань подверглась нападению татар хана Батыя и была взята штурмом. Непосредственно перед осадой на территории одной из усадеб на окраине города было заложено два клада: один на уровне дневной поверхности под полом (найден и разграблен грабителями), другой в яме, в кожанной сумке, оставшийся нетронутым.

Судя по тому, что клад остался в земле, его хозяева погибли. Жизнь на месте старой усадьбы после Батыева погрома возобновилась. Владельцами усадьбы стали люди небольшого достатка. По иронии судьбы прожив  рядом с кладом десятки или даже более сотни лет, они так  и не узнали о спрятанных драгоценностях и не смогли их отыскать, несмотря на активное использование участка в течение еще довольно значительного времени.
Collapse )
вино

О первых опытах производства бумаги в России

Россия познакомилась с бумагой позже других европейских стран, в XIV веке. Вся бумага в Москве и России на протяжении более 200 лет была привозной, и изготовлялась в Италии, Германии, Франции, Англии и Голландии.

Макет Мельницы сер. XVI века в Ивантеевке. Краеведческий музей.
Фото с ресурса http://ivanteevka.schelkovo-city.com

1. Мельница в Ивантеевке на реке Уче. Середина XVI в.

Первае попытки наладить собственное производство бумаги в России были предприняты в середине XVI веке при Иване IV Грозном. Российский ученый Н.П. Лихачев, разбирая архив Троице-Сергеевой лавры наткнулся на копию купчей 1576 г., в которой упоминалась бумажная мельница Федора Савинова, существовавшая некогда у села Ивантеевка на реке Уча, в 30 верстах от Москвы. Судя по тому, что к моменту составления купчей мельница уже не существовала (ее прежнее местоположение служило лишь ориентиром для установления границ участка), этот первый опыт не был особенно продолжителен. Ивантеевская бумажная мельница - пока единственная известное нам бумажное производство в России XVI века.

Тем не менее, какие-то образцы отечественной бумаги произвести в XVI веке все таки удалось. В 1971 году, американский историк Эдвард Кинан обнаружил документ XVI века, написанный на бумаге с русской филигранью. Это грамота Ивана Грозного датскому королю Фредерику II, датированная 26 сентября 1570 года.

Collapse )
вино

Первый звуковой фильм СССР и первая крылата фраза из фильма ("Ловкость рук и никакого мошенства")

Премьера первого звукового советского фильма "Путевка в жизнь" прошла в Москве 1 июня 1931 г. в кинотеатре Художественный на Арбатской площади.

Фильм был поставлен режиссером Н. Экком по сценарию, написанному им совместно с А. Столпером и Р. Янушкевичем.

1923 год. Десятки тысяч беспризорных детей скитаются по улицам городов, занимаются попрошайничеством и воровством. Вырастут ли из них матерые преступники, или их удастся перевоспитать? Руководитель трудовой коммуны "Невиданный опыт" Сергеев берётся за это нелёгкое дело.

В основу картины была положена реальная история о перевоспитании бывших беспризорников в подмосковной Болшевской трудовой коммуне.

В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу.

Collapse )
вино

"Приуныли заборола"

Помимо известного своей поэтической тонкостью плача Ярославны в Путивле, в "Слове о полку Игореве", есть и еще один короткий плач женщин, ждущих своих мужей на заборолах  (заборола, забрала -  выступающие верхние площадки крепостной стены).

Сами заборола автор рисует как бы "живыми", подразумевая, что они во время похода исполнены десятками вглядывающихся вдаль женских глаз, а настроение их меняется в зависимости от вестей с поля:

"Тут Игорь пересел в седло кощеево (пленника)
Приуныли забралы
А веселие сникло..."


Любовно-иронично  описывается с точки зрения мужчины-воина эта толпа зрителей. Ощущение легкой иронии усиливается от содержания раздающихся на стене плачей:

«Уже нам лад своих милых
Ни в мыслях не помыслить,
Ни в думах не подумать,
Ни очами не поглядеть,
А  золота и серебра ни мало  не потрепать
».

Это последнее стенание "золота-серебра даже чуть-чуть [в руках] не потрепать", выдает скрытые надежды "заборол", полные первобытной (далекой от христианского миросозерцания) непосредственности.  Вот так "Русь святая" ждала в XII веке, стоя на забралах, дорогих побрякушек. И тщетно обращался к ней с укорами печерский инок, автор Начального свода: "те жены (первых князей) не ходили в золотых обручах, но в серебряных"...

Да, следующий, XIII  век был уже другим...
вино

Ляхи

Как иллюстрация к обсуждению темы "В поисках Валинаны"
Карта Польши
Лях, ляхи (от польского Lędzianie) — древнерусское название поляков. Это название более древнее чем топоним "Польша" и этникон "поляки"(лат. poloni, польск. polacy),которые оформились как обозначение населения Польского государства с рубежа X-XI веков и относились первоначально к населению Великой Польши (княжество полян с центрами Гнезно, Крушвице и Познани).

Collapse )