Исторические записки (nickfilin) wrote,
Исторические записки
nickfilin

Category:

Диадема "Вознесение Александра Македонского"


Рис. Диадема "Вознесение Александра Македонского". Киев. XII в. Музей исторических драгоценностей Украины.

Знаменитое произведение искусства, золотая диадема, обнаруженная в кладе на городище Девичья Гора близ села Сахновки, в составе одного из многочисленных кладов, оставленных в период вторжения Батыя (1240 г.) обитателями Поросья (пограничной области Киевского княжества между реками Рось и Стугна).

В составе одного клада, найденного в 1900 г., были диадема и бармы, датируемые серединой XII в.

Диадема, составленная из 9 частей, украшена жемчугом и выполнена в  технике перегородчатой эмали. Сюжет центральной пластины этой диадемы, вознесение Александра Македонского на небо, навеян популярным в то время средневековым романом «Александрия».

Во второй редакции «Александрии» Псевдокаллисфена под заголовком «Об испытании высоты небесной» рассказывается, что «Александр велел поймать двух птиц той местности, где он проходил. Птицы были так громадны и сильны, что их употребляли вместо коней; питались они дикими зверями. Александр приказал не давать двум таким птицам корму в продолжении трех дней, на третий же день велел сделать корзину и привязать ее к шеям птиц. Затем сел в корзину, держа в руках на расстоянии локтя копье, на
которое была воткнута печень погибшей лошади. Почуяв мясо, птицы поднялись на воздух и летели все выше и выше». В других, более поздних, редакциях «Александрии» сообщалось, как уже было сказано, что Александр совершал свой полет с  помощью грифонов.

Во время полета, по Псевдокаллисфену,  Александр встречает человекообразную птицу, которая приказала ему возвращаться на землю: «Не зная земного, как  ты можешь узнать небесное? Воротись поскорее на землю, чтобы не сделаться добычею птиц».  Александр почувствовал страх. Птица велела ему посмотреть вниз, и он увидел извивающуюся кругом змею и в середине – круг; оказалось, что круг – это мир, а обвивающаяся кругом змея – море. Повинуясь приказанию свыше, Александр спустился на землю на расстоянии семи дней пути от своего войска, к которому и возвратился. Теперь он уже не решался узнавать невозможное»*.

На диадеме Александр Македонский изображен сидящим в корзине, запряженной грифонами, представлен возносящимся на небо. В руках он держит два жезла, на конце которых привязана приманка для грифонов. Грифоны тянутся к приманке и летят к верху, в небо, увлекая за собой царя. Согласно представлениям средневековых книжников, "вознесение" Александра трактовалось как прославление и апофеоз царской власти.

Сцена вознесения и "воздухновение" Александра Македонского была довольно популярной на Руси, она встречается на ряде памятников: на рельефе южной стены  Дмитриевского собора; монетах, чеканившихся тверским князем Борисом Александровичем (1427-1461); на каменной резной панагии XIV века в Зарайском соборе и др.

*См. Истрин В.М. Александрия русских хронографов. Исследование и текст. М., 1893.

Tags: артефакты
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments