?

Log in

No account? Create an account
Хобби

nickfilin


Исторические записки


Previous Entry Share Next Entry
Малик ас-сакалиба Ибн Фадлана (Sverc-у)
Хобби
nickfilin
Одним из наиболее загадочных моментов сочинения Ибн-Фадлана является именование царя Булгара "царем славян" (малик-ас-саккалиба). Между тем известно, что ни одно другое сочинение мусульманских писателей, не восходящее прямо к Ибн-Фадлану не называет булгар саккалиба, а представляет их союзом трех тюркских племен (барсула, ескел, булгар).

Сам Ибн-Фалдан не упоминает о саккалиба-подданных царя Булгар, но лишь сообщает о известном титуле. Что создает несомненно дополнительную проблему. Предположение о том, что в состав булгарского государства входили какие-то группы славян, проблемы не решает, так как остается непонятным почему титул царя включает лишь имя "нетитульного народа".

Моя версия. Путешествие Ибн-Фалдана падает на годы правления в Дунайской Болгарии царя Симеона (ум. 927 г.). Этот царь "булгар и греков", далекий северный правитель "внутренней Булгарии", союзник арабов в борьбе с Византией, действительно являлся "царем славян". Ибн Фадлану видимо еще на родине стали известны смутные слухи о недавних успехах дунайских болгар, в борьбе с Византией. А также о том, что основную часть подданных царя булгар составляют славяне. Под воздействием этих слухов, Ибн- Фадлан, ошибочно наградил царя волжских булгар титулом, который по праву принадлежал Симеону, правителю болгар дунайских...

Смешение двух Булгарий в мусульманской литературе встречается и у других авторов. Кстати переговоры велись в 921-922 г. одновременно с обеими Болгариями...

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Привет, Николай!
Прочитал Жиха в блоге и на хроно. Что могу сказать?

Ибн-Фадлан для башкирской историографии - святой Грааль, поэтому не ошибусь, когда скажу, что здесь его труд лучше знают.

Не понятно, почему говорится, что только он называл ас-сакалиба (с одним к) славян. Гарифулла Мухаммади углы Салихов в 1900–1910 гг. сочинил труды по истории «Тарих-и булгар ва сакалиба» («История булгар и славян»), «Хуласат ал-ахбар фи тарих-и бургар ва булгар ал-мусамма би билад ас-сакалиба» («Основные известия по истории бургар и булгар, называемых странами сакалиба»), «Хуласат ал-ахбар фи тарих-и бургар, бургаз ва булгар» («Основные известия по истории бургар, бургаз и булгар»). Напомню, что до обнаружения Ахмед-Заки Валиди самого полного списка труда Ибн-Фадлана еще оставалось почти 20 лет. Т.е. ас-сакалиба - это из арабских источников, а не прямо от Ибн-Фадлана.
Первые упоминания у арабов термина см. Егоров К.Л.Ас-сакалиба (славяне) у Ибн Фадлана.
Там есть такой кусок
на Востоке находим другое значение ас-сакалиба.

О болгарах (4.29):


Ибн Русте. (903-913 гг) Они [болгары] трёх разрядов. Один разряд из них называется б.р.сула, другой разряд - ас-к.л. и третий - булгары.

Гардизи. (1050-1059 гг.) И существуют эти три разряда, первый называется б.р.сула, другой разряд - ас.к.л. и третий - булгары.

Худад ал-'алам. (~982 г.) Начертания разрядов: б.р.зула, аш.к.л., булгары. (Б.З.) В переводе В.В.Бартольда: бихдула, ишкиль, булгар.

О мадьярах (4.48):

Бакри (XI в.) (Пер. В.В.Розена). О странах Маджгария. Маджгария между странами Печенегов и странами Ашкал из Болгар.

Ибн Русте (Пер. Д.А.Хвольсона). Мадьяры. Между землёй печенегов и землёй болгарских Эсгель лежит первый из краёв мадьярских.

Гардизи (Пер. В.В.Бартольда). Между владениями болгар и владениями искилей, тоже принадлежащих болгарам, находится область мадьяр.

Вот эти булгары второго разряда - ас-с.к., упоминающиеся у нескольких авторов и как часть булгар и как ближайшие соседи мадьяр и были теми северокавказскими ас-сакалибами, которых взял в плен Марван и к которым посылали послов санарийцы.

Этих же ас-с.к можно видеть и у Ибн Фадлана:

Другая группа была с царём некоего племени, которого называли царь Аскал. Он [Аскал] был в повиновении у него [царя Булгара] (1.487)




Привествую!

Оригинально.

Но эта версия создает проблемы. Как ас-сакалиба было отождествлено Ибн Фадланом с аск.л? У Ибн-Фадлана - "царь Аскал" и "царь ас-сакалиба" - разные лица.

Ибн-Фадлан следовал, как показал Егоров, арабской географической традиции.

Прямые этнографические указания - что увидел, то называю - например, в земле башкир, очень тяжело находят соответствия в современном языке.

Есть мнение, что Саклаб, мн. ч. Сакалибах это из Византии, Sklαboi. Тогда становится понятным, почему арабы булгар называли славянами - по греческой традиции именовать соседей булгар-славян. Т.е. рядом булгары-славяне и там, далеко тоже самое.

Река славян тоже видимо "задвоилась" (Волга и Дунай).

Волга в географии того времени и нынешнего - разные реки. Сейчас победила точка зрения, что Кама впадает в Волгу, тогда, ес-но, считали наоборот.
Насчет раздвоения - тут видимо "кабинетная география" тоже имело место быть. А так - всякие варианты возможны.

  • 1