Исторические записки (nickfilin) wrote,
Исторические записки
nickfilin

Category:

О "производстве чудес" в Древней Руси

В отчественной историографии как правило не уделялось вниманию механизму, который обеспечивал прославление чудесами могил и мощей многочисленных святых. В дорреволюцонной историографии обсуждать тему фальсификации чудес было не принято. Церковные историки же утверждали, что их творят бог и святые. В советское время наоборот все чудеса объявлялись результатом фальсификации церкви, специальностью которой было "производство чудес".  

Между тем такой упрощенный вгляд как-то не вяжется с истовой верой значительной части духовенства и первых насельников монастырей. Изможденные постами и молитвами люди конечно видели "чудесные" видения и галлюцинации, совершенно искренне верили в сны,  которые сами потом признавались "чудом". Но с одной стороны были такие чудеса (прозрения слепых, исцеление хромых с появлением недостающей ноги и т.п.), одной экзальтацией объяснить не удается, с другой не вижу никакой психологической возможности  считать, что "экзальтированные" и "производители фальшивых чудес" - одни и те же лица. 

Есть сомнения и на рациональном уровне. Если церковь в Древней Руси "на высшем уровне" специализировалась и была основным изготовителем фальшивых чудес, то почему над могилами достаточно значимых святых  и лиц, в канонизации которых была заинтересована церковь часто не происходило никаких чудес (например над могилой "равноапостольного" князя Владимира Святославича).

Средневековый книжник, автор летописи, объяснял последний факт отсутствием почитания святого. И интуитивно он был видимо прав...

Уникальную возможность представить механизм производства чудес дает известное "чудо о жене сухорукой", случившееся в Вышгороде при усыпальнице св. Бориса и Глеба в 1080-е гг. Уникальность ситуации состоит в том, что мы имеем две записи чуда со слов очевидца, священника Лазаря и со слов самой "исцеленной", сделанной Нестором. 

Согласно "Сказанию чудес" некая вдова в г. Дорогобуже по повелению госпожи работала в праздник Николы в "веже", т.е. видимо в башне, использованной как склад для хранения товаров или другого имущества. В этот момент явился св. Никола, который наказал вдову за что она работает в его праздник: разметал вежу и ударил вдову по руке, которая усохла. Госпожа изгнала покалеченную вдову, а ее сына, рожденного на свободе обратила в раба. Однако княжеский судья не дал свершиться беззаконию и освобоил сына женщины. Исцеление женщина получила на третье лето в Вышгороде в храме Бориса и Глеба.

Рассказ Лазаря об исцелении в Сказании чудес  явно лишен фантастически подробностей, восходящих непосредственно к Лазарю, автору записи. Вдове, явившейся к храму Лазарь посоветовал просидеть ночь, а потом приказал помазать ей руки маслом. В процессе службы женщина неожиданно бросилась к алтарю и завопила о произошедшем чуде.

И в рассказе Нестора и Лазаря все фантастические подробности - свидетельство самой вдовы. Она в первом случае рассказывает о видение ей святых, даровавших перстень. Во втором еще и о выпавших у нее из ушей чудесным образом появившихся золотых кольцах, а также о явлении со св. Николой юношей (Бориса и Глеба). 

Из сравнения двух рассказов и обстоятельств явления чуда ясно, что собственно церковные власти не имели к нему отношения. Чудо произошло на след. день по приходу вдовы в Вышгород.  И вряд ли мог иметь место сговор. Все фантастические подробности и свидетельство об излечении (болезни) известны только со слов самой сухорукой. Вскрывается и наличие у нее мотива произвести чудо - после его совершения вдове явно было долгие годы позволено жить при храме, получать подаяние и рассказывать желающим (например Нестору) о произошедшем с ней. 

Именно среди нищей братьи, устраивавшей настоящие замкнутые корпорации при богатых храмах, были в ходу ложные увечья и след. ложные исцеления. Церкви видимо приходилось чаще не производить чудеса и исцеления, а следить за их большей или меньшей достоверностью. Из "многих чудес" Лазарь вписал в Сказание видимо только 6. От некоторых версий "преужасно во сумнении" было и само церковное начальство (ср. Митрополит Георгий в том же Сказании чудес).

Почитание святыни прихожанами несомненно активизировали местную нищию  братию на "производство чудес (кто-то объявлял себя исцеленным, кто-то свидетелем).  Так как такие чудеса и свидетельства становились источником их скромного дохода и подаяния. 
И наоборот отсуствие почитания означало отсутсвие чудесных исцелений и явных чудес....
 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Вои славны тысяща"

    Размышления в процессе самоизоляции. После убийства варягов на "Поромоне дворе" Ярослав, как известно, заманил безоружных новгородских…

  • О одной народной загадке

    В словаре Русских народных говоров есть бытовая загадка, записанная в самом конце 19 века: " Бежали овцы по деревянному мосту и упали в калену…

  • "Збися Дивъ вверху древа". О Диве "Слова о полку Игореве"

    Див, дважды упоминаемый в Слове в первом случае встречается ночью на пути Игорева войска в степь (кличет вверху древа, оповещает половецкую степь),…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Вои славны тысяща"

    Размышления в процессе самоизоляции. После убийства варягов на "Поромоне дворе" Ярослав, как известно, заманил безоружных новгородских…

  • О одной народной загадке

    В словаре Русских народных говоров есть бытовая загадка, записанная в самом конце 19 века: " Бежали овцы по деревянному мосту и упали в калену…

  • "Збися Дивъ вверху древа". О Диве "Слова о полку Игореве"

    Див, дважды упоминаемый в Слове в первом случае встречается ночью на пути Игорева войска в степь (кличет вверху древа, оповещает половецкую степь),…