Исторические записки (nickfilin) wrote,
Исторические записки
nickfilin

Categories:

"Збися Дивъ вверху древа". О Диве "Слова о полку Игореве"

Див, дважды упоминаемый в Слове в первом случае встречается ночью на пути Игорева войска в степь (кличет вверху древа, оповещает половецкую степь), во втором, по окончании битвы "ввержеся", то бросается на землю с непонятной целью, что знаменует, почему-то, окончательное поражение Игоря.

Нет никакого сомнения, что Див, фактически "наблюдающий" за войском на протяжении всей повести - демоническое существо*.

*Ср. позднейшее записанное выражение  "Див к тебе придет" видимо иносказательно о черте, также как и образованное от того же корня "Дикий" обозначало в диалектах "черт, лукавый". Словом див можно было также обозначить любое чудище (как див переведно из греческой рукописи "грифон").

Однако вместе с тем первое описание Дива включено в состав вполне себе реалистичного описания первого ночного перехода Игорева войска:

Смысл которого: наступила ночь, гроза разбудила птиц, встал свист зверин (то есть засвистели степные суслики), в верхушках деревьев (может в пойме реки) началось какое-то движение и раздался птичий клик.

Ясно, что птица была вполне реальной, но автор и, по его воле, участники похода, посчитали ее демоническим существом, предупреждающим половцев (а в конце и зачем-то бросающимся на землю).

Есть ли смысл это неопределенное ночное чудище как конкретную ипостась какого-то славянского или иранского божества (дэйва-дива)? Думаю для этого пока нет поводов. А вот птицу идентифицировать можно легко. По крайней мере, воины Игоря, которым все овраги в сем поле были ведомы, не могли ее спутать по крику...

Это ворон. Ворон - представитель отряда врановых, крупнее вороны. Известен тем, что делает гнезда на самых верхних тонких ветках деревьев. Связан, по поверьям, с миром мертвых. Клик ворона, сидящего на крыше дома, кресте церкви, предвещал смерть. Встреча с каркающим вороном по пути на охоту предвещала неудачу (тоже в походе). Собственно тому есть и практическое объяснение. Каркание ворона, летящего чуть ли до краев света, распугивало добычу. Ворон и врановые вообще - настоящая "птичья стража", единственная в своем роде.

Охотник во время своего предприятия (по некоторым местным поверьям) не должен был упоминать имя ворона. Вместо этого произносили какое-то другое слово - "верховый", "курица", также как вместо табуированного "черт" говорили "шишок", "лукавый" (и как выше сказано Дикий, Див).

Ворон птица хищная, но не достаточно сильная, чтобы нападать на крупную добычу, вынужден выжидать, пока она будет мертва или ослабеет донельзя. И если уж ворон после нескольких кругов "ввержеся на землю", означает, что добыча его уже вполне готова и у нее нет больше шансов...

Вывод: мы видим в образе Дива не какое-то божество пантеона, а ловкий поэтический трюк автора Слова. Заменяя имя Ворона на Дива (чудище), автор наделяет птицу новой сущностью демона, предвещающего беду, оповещающего врагов, празднующего их победу. Вместе с тем обычная табуированность имени ворона (для участников охоты, похода) делала такую замену обычной и не вызывало недоумения.
Tags: Слово о полку Игореве
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments