Исторические записки (nickfilin) wrote,
Исторические записки
nickfilin

О бѣлице и бѣле. Часть 1. Белая челядь


В Слове о полку Игореве содержится следующий фрагмент о дани "по беле со двора", вызывающий споры:

«а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора».

Разбор точек зрения можно увидеть у Марины Алексеевны Салминой в Энциклопедии СПИ: http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es1-0921.htm

Первые издатели перевели "по бѣлѣ" слово «по белке», имея, видимо, в виду шкурку белки. Однако размер такой дани (по белочьей шкурке, что равносильно мелкой монете, со двора) невероятно мал, такая дань для кочевников попросту не имела бы смысла. Всвязи с чем появились и иные точки зрения: бела - белый горностай, серебряная монета, женщина-рабыня.

В подтверждение последней версии Л.Е. Махновец , приводит слова украинской думы, где поется:

Коли Турки войовали,
Бѣлу челядь заберали,
И в нашоѣ попадоньки
Взяли они три дѣвоньки.

Он высказывает догадку, что „бѣль“ - „бѣлица“ — так на Руси называли женщину, девушку и замужнюю. Старопольское слово białka означало не только белку, но и женщину. Белая челядь — женщины. Они были особенно ценной добычей. Если такую "данину" брали половци, нападая, "отъ двора", то это было подлинное горе".

Между тем, в рассуждениях исследователя вкралась ошибка.

Старопольское białka - означает не белку, девушку  и женщину одновременно, а только замужнюю женщину. Белка в славянских языках - "веверица". "Бялка" и "билка", białka - животное белого цвета. Отсюда и białka - замужняя женщина (то есть тоже что "белая самка"). В  русском  зафиксировано диалектное "белковать" (забайкальск. "вести развратную жизнь", может быть охотиться за "белками" в иносказательном смысле). Однако собственно слово "белка" и "бель" в значении "женщина, самка" в древнерусском не известно.

Не употреблялось в этом значении и древнерусское слово "белица". "Белица" по отношению к девушке и женщине, или "белец" по отношению к мужчине, употреблялось как антитеза "черница", "чернец". Использовались они для различения послушников и мирян, священников, не принявших монашества от черного духовенства. Это слово неотделимо от контекста религиозных отношений. Спеть в песни брали дань "белицами" в этом смысле равносильно "взять дань мирянками".

Между выражение песни "белая челядь" стоит, видимо, в непосредственной связи с социальными терминами, относящимися к холопству. "Обельный холоп" (полный холоп, раб), "обельный крестьянин" (владельческий крестьянин), они же "беломестцы", обитатели "обельных мест", "белых слобод", не относившиеся к черному, тягловому населению.

В этой терминологии видим смешение слов "белый" (белый, чистый, противоположный черному) и обельный (полный, круглый от слова обьль). Причиной такого смешения является противопоставление в обеих случаях "обельный" "черному" (народу, духовенству), так и то, что термин "обьльный" имеет варианты "обѣльный" (с долгим ять), по своей форме происходит как бы от глагола "обѣлять" (то есть делать белым, очищать). Такое смешение позволяет понимать слова песни о "белой челяди" как о челяди "обельной". Турки  стремились захватить "обельную челядь", то есть рабов вообще, а не "белиц"-девиц.

Между тем термин "бела" неоднократно употребляется в источниках как средство платежа и накопления сокровищ. Белью платят дань, бель грабят опустошая княжеские сокровищницы, наряду с серебром, золотом и черными кунами. При попытке автора "Слова" использовать слово "бель" в поэтическом смысле вместо "женщина", дань "по беле", несомненно, было бы однозначно воспринята слушателями как дань известными им средствами платежа.

Собственно об этом втором значении "бела" далее...

Subscribe

  • "Вои славны тысяща"

    Размышления в процессе самоизоляции. После убийства варягов на "Поромоне дворе" Ярослав, как известно, заманил безоружных новгородских…

  • О одной народной загадке

    В словаре Русских народных говоров есть бытовая загадка, записанная в самом конце 19 века: " Бежали овцы по деревянному мосту и упали в калену…

  • "Збися Дивъ вверху древа". О Диве "Слова о полку Игореве"

    Див, дважды упоминаемый в Слове в первом случае встречается ночью на пути Игорева войска в степь (кличет вверху древа, оповещает половецкую степь),…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • "Вои славны тысяща"

    Размышления в процессе самоизоляции. После убийства варягов на "Поромоне дворе" Ярослав, как известно, заманил безоружных новгородских…

  • О одной народной загадке

    В словаре Русских народных говоров есть бытовая загадка, записанная в самом конце 19 века: " Бежали овцы по деревянному мосту и упали в калену…

  • "Збися Дивъ вверху древа". О Диве "Слова о полку Игореве"

    Див, дважды упоминаемый в Слове в первом случае встречается ночью на пути Игорева войска в степь (кличет вверху древа, оповещает половецкую степь),…