Исторические записки (nickfilin) wrote,
Исторические записки
nickfilin

Category:

О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"


Калин-царь (Каин, Галин) — эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Былины говорят о походе этого царя на Киев  "с сорока царями, с сорока королями" и неизменно называют его собакою. Собака эта - часть имени. "Собака Калин царь" -  так именует его даже собственный посол, зачитывающий письмо Владимиру с требованием дани и сдачи города.

Освободителем Киева становится Илья Муромец (прежде заточенный в погребе),  он едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки уплаты дани, а когда Калин не соглашается, начинает бить татар.

Татары делают подкопы со смоляными ямами (обратим вниммание!), в которые вместе с конем попадает  Илья Муромец. Когда, связав богатыря, татары по приказу Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и "приколачивает" всю силу татарскую. Калин позорно бежит и зарекается впредь ходить на Русь. Иногда в роли "Калина царя" в былинах выступает татарский царь Мамай.

Происхождение имени Калин неясно исследователям. Согласно Фасмеру  оно происходит из прозвища «толстяк», от кыпч., алт., казах. kаlуŋ «толстый», крым.-тат., тур., тат., уйг., караим. ТL. kаlуn «толстый, жирный, глупый». О. Янсен   видел в этом названии имя хана Ногая.  В. Миллер    производил его сначала от имени  Калун из Шах-намэ, затем от названия реки Калки. Есть еще версии от слова "калить" (жечь, нагревать - раскаленный, красный) и "калина" и другие.

А теперь о том, кто на самом деле был царь Калин ("собака царь") и реконструкция его внешнего облика по черепу.

1. Исторический прототип

Собака Калин царь - это болгарский царь Калоян, правивший в Болгарии  в 1197-1207 гг.
Царь успешно воевал с крестоносцами и разбил императорское войско (латинского константинопольского императора Балдуина) в битве при Адрианополе. За крайнюю жестокость к грекам, которые не хотели подчиняться "освободителям" был прозван ромеоктон ("убийца ромеев") и
и еще через издевательскую переделку имени, Калоян в  "Скилоиоан" - "собака Иоанн" (подразумев. "собака Калоян").

В 1207 г. царь Калоян осадил греческий город Фессалоники (по русски Солунь), но во время осады неожиданно умер сам или стал жертвой заговора. Болгарское войско сняло осаду и отступило.

2. Мифологизация образа

Неожиданная смерть Калояна породила много слухов. На основе их родилась в частности легенда о том, что Калоян был убит святым Дмитрием солунским, покровителем города, который ночью явился ему в шатре и поразил копьем в сердце.

Эта легенда попала в житийный цикл о св. Дмитрии Солунском (чудо №5). О ней упоминает Георгий Акрополит ("Хроника")  в 13 веке.

Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна. Самое раннее сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). В дальнейшем изображения чуда о царе Калояне получило распространение на Балканах и на Руси, где великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.

Вместе с тем параллельно византийскому преданию вплоть до нового времени сохранялись и собственные болгарские сказания о свирепом и хитром "царе Калиянчо".

3. Отождествление с Мамаем на Руси

В древнерусском искусстве сюжет с убийством царя Калояна встречается в клеймах житийных икон Дмитрия Солунского с конца XV века.
На этих иконах заметно уже отсупление от первоначального предания - Калоян изображен на коне.  По замечанию Ж.К. Белик, "на некоторых иконах он именуется Максимианом, Люем или  даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский".

Ж.К. Белик  "Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне"

Как видим,  иконописцы, а следовательно и зрители, жители Москвоии 15-16 века легко допускали аллегорическое толкование  византийского сюжета о царе собаке Иоанне (Калояне) применительно к событиям мировой и русской истории. Посетителям храмов, среди которых были, несомненно авторы духовных стихов и былин, образ Калояна, убиваемого любимым на Руси святым, ассоциировался с поганым татарином, и особенно с Мамаем, о котором действительно известно было, что войско его бежало с Куликова поля после помощи небесного полка, в числе святых воинов которого  был и Дмитрий Солунский.

О чем я писал недавно здесь.

Эти ассоциации и привели сказителей к идее заимствования образа царя-собаки Калояна в былину о битве русского богатыря с татарами. Имя Калин является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче.

4. Сюжет былины

Использование исторических сведений о нашествии Мамая в былине, привело  к существенной трансформации сюжета. Подчеркивается огромность и многонациональность его войска (сорок царей и сорок королей).  Перед походом высылается посол с требованием непомерной дани. Сражение происходит в чистом поле, а не у стен города. В былине Калина не убивают, он, как и Мамай, только бежит (иногда правда пленен), зарекаясь ходить на Русь.

Особое место в былинах занимают какие-то подкопы и смоляные ямы, в которые проваливается Илья в конце битвы. Его уже связанного ведут на казнь, когда в последний момент, ему удается освободиться и перебить татар. Это место в былине очень напоминает реальные обстоятельства битвы на Куликовом поле, когда ход уже практически проигранного сражения резко меняется в результате выступления засадного полка, а в летописной повести о Куликовской битве -  небесного полка в составе архангела Михаила, св. Дмитрия Солунского и проч.

Описанные в этом месте подкопы и смоляные ямы, в принципе могли бы быть воспоминанием о каком-то моменте боя, в ходе которого русское войско было оттеснено в овраги. Но врядли известие о такой детали могло сохраниться столь долго, не попав в другие источники. Поэтому полагаю, что образ смоляной ямы был заимствован в былину в результате непосредственного созерцания клейма иконы.
На иконе под ногами царя Калояна в большом числе вариантов разверзается ад, изображенный в виде черной ямы. В нее чуть ли не падает с конем и сам святой. Собственно ад, тартар, бездна, в которой неугасимый огонь черен и смоле подобен, где «Сия мука смола кипящая», и могла подать сказителю идею описать в былине подкопы черные и ямы смоляные, которые были там где стояло войско царя Собаки.


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 114 comments