Исторические записки (nickfilin) wrote,
Исторические записки
nickfilin

Category:

Чудо явления тресолнечного полка на Куликовом поле. 1380 г.


Чудо это описано в летописной повести о Куликовской битве. В 9-м часу дня, когда силы русской рати были на исходе и те москвичи, «которые не бывали на ратях», «простившись с жизнью, обратились в бегство и побежали», явился неожиданно на помощь Руси небесный полк, состоящий из ангелов и святых, во главе с небесным воеводой архангелом Михаилом. Явление этого полка небесных воинов, начавших убивать татар, изменило ход битвы - ордынцы обратились в бегство.

Небесный  летописец называет «тресолнечным», то есть озаренным божественным «трехсолнечным светом», равным свету трех солнц. Говоря о явлении тресолнечного полка, он ссылается на очевидцев этого события («видели верные»). И как мы увидим в дальнейшем, у нас нет оснований не доверять его словам.

Из летописной повести:
"И после этого в девять часов дня воззрел господь милостивыми очами на всех князей русских и на мужественных воевод, и на всех христиан, дерзнувших встать за христианство и не устрашившихся, как и подобает славным воинам.

Видели верные в девятом часу, как ангелы, сражаясь, помогали христианам, и святых мучеников полк, и воина Георгия, и славного Дмитрия, и великих князей тезоименитых — Бориса и Глеба. Среди них был и воевода совершенного полка небесных воинов — архистратиг Михаил. Двое воевод видели полки поганых, и трисолнечный полк, и огненные стрелы, летящие на них; безбожные же татары падали, объятые страхом божьим и от оружия христианского"
.

И воздвиг бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик бог христианский и велика сила его! Братья измаилтяне, беззаконные агаряне, бегите не готовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду. И, услышав об этом, темные его князья и властители тоже побежали. Видя это, и прочие иноплеменники, гонимые гневом божьим и одержимые страхом, от мала до велика, обратились в бегство».

Разгадка появления сообщений о чуде
Разгадка происхождения известий о чуде несомненно заключается в одной особенности нашего источника. Летописная повесть не содержит известий о засадной полку Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Боброка Волынского, который решил исход дела в самом конце битвы.

Выступление этого полка из дубравы другой источник, «Сказание о мамаевом побоище», упоминающий о нем относит к 8 часу дня. К тому моменту, когда «поганые же стали одолевать, а христианские полки поредели - уже мало христиан, а все поганые». Здесь видим небольшое разночтение по времени – 8-й и 9-й час дня, оно не должно нас смущать, время в ходе битвы можно было определить лишь приблизительно, по солнцу. Оба наших источника, указывают на явления спасительного полка (тресолнечного и засадного) в самом конце битвы.

Мы уже видели, что описанное в летописной повести чудо резко изменило ход сражения. То же говорится в Сказании о мамаевом побоище, но уже применительно к засадному полку:

«Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем: и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно.

Поганые же половцы увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: "Увы, нам, Русь снова перехитрила; младшие с нами бились, а лучшие все сохранились!" И повернули поганые, и показали спины, и побежали
».

Интересно, что само название чудесного «тресолнечного полка» находит себе параллель в обстоятельствах вступления в бой засадного полка. Боброк дает команду на атаку только тогда, когда южный ветер стал дуть его воинам в спины:

«И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: "Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!"

Представим себе степь, еще очень жаркую в первой половине сентября (иногда более 30 градусов). 8-9 час дня, то есть еще не далеко за полдень. Уже несколько часов идет мучительный бой. Уже иссечена («аки древеса» или солома) пешая рать. Как «сорняки» обступают «колосья пшеничные», со всех сторон татары обступили остатки русского войска, воины которого сражались уже «простившись с жизнью». И вот юга, то есть со стороны татар и палящего Солнца, оттуда, откуда помощи ждать было можно менее всего, вылетают, почти невидимые в солнечном свете, одетые в броню, лучшие воины. И начитают бить ордынцев «как овец»….

Я бы тоже не подумал, что это какой то "засадный полк" … :)))

Полагаю, что сообщение о явлении небесного трисолнечного полка - отражение реальных впечатлений участников битвы, для которых появление на поле боя засадного полка в суматохе битвы показалось событием невероятным, а резкое изменение ходя битвы непостижимым и чудесным. Появление засады с южной стороны в слепящем свете солнца дополнило впечатление и привело к возникновению слухов о явлении небесных сил.

P.S. Судя по тому, что о засадном полке не всем было известно, операция готовилась в глубокой тайне. Известно, что засадный полк ушел куда-то «вверх по Дону» еще до устроения полков, выбирая позицию так, чтобы в решительный момент битвы оказаться за спиной у татар.
Tags: гипотезы, орда
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments