?

Log in

No account? Create an account
Хобби

nickfilin


Исторические записки


Previous Entry Share Next Entry
Когда из Москвы стали ходить дилижансы?
вино
nickfilin
В XVIII – начале XIX века в России по российским дорогам следовали лишь почтовые кареты и частный транспорт. Идею организовать регулярное междугороднее сообщение позаимствовали на Западе, где давно уже широкой популярностью пользовались большие пассажирские крытые повозки дилижансы, выполнявшие в XVIII-XIX вв. роль «междугородних автобусов».
В 1820 году, вскоре после начала строительства шоссе Петербург-Москва (1816-1833 г.) было учреждено первое в России Акционерное общество по устройству пассажирских рейсов дилижансами между Петербургом и Москвой.
Дилижансы представляли собой большую удобную многоместную карету на рессорах, запряженную четверкой лошадей. Они перевозили пассажиров, багаж и почтовую корреспонденцию. Пассажиров в дилижанс помещалось обычно до 8 человек.  Каждый пассажир мог взять бесплатно по 8 кг груза и еще 12 кг за дополнительную плату. Билет за проезд стоил 95 рублей, что было для того времени огромной суммой. Так в первой половине XIX века жалование мелкого канцелярского служащего (без учета взяток конечно) не превышало 200 руб. в год. Так что пользовалась дилижансами только богатая публика.
Путь в 724 км между Петербургом и Москвой дилижансы проделывали за 4 суток. Это было очень приличной по тем временам скоростью. При этом пассажирам не надо было задумываться о смене лошадей на станциях и возможных поломках экипажа. Все заботы лежали на перевозчике.
Благодаря удобству и скорости передвижения, дилижансы в первой половине XIX века пользовались самой широкой популярностью. Обеспеченные люди часто предпочитали карету дилижанса перевозкам на личном транспорте. За первые 10 лет существования маршрута дилижансы перевезли 33600 человек.
В 1840 г., вслед за линией Москва-Петербург, открылось дилижансное сообщение между Москвой и Нижним Новгородом. Путь занимал 5 суток. В 1852 г. – между Москвой и Харьковом. Вторая четверть, середина XIX века была временем расцвета этого вида перевозок.
Значение дилижансов стало падать с появлением железнодорожного транспорта и строительством железных дорог. В 1851 г., когда была открыта дорога Москва-Петербург, поезд стал проходить путь между столицами всего за 22 часа. Никакие самые скоростные дилижансы не могли быть ему соперниками. Упали и цены на билеты.