Хобби

nickfilin


Исторические записки


Previous Entry Share Next Entry
Трирская псалтырь
вино
nickfilin
Трирская псалтырь ("Молитвенник Гертруды", "Псалтырь Эгберта") — иллюстрированная латинская рукопись, сборник псалмов, созданный монахами монастыря Рейхенау в конце X века по заказу архиепископа Эгберта для собора в Трире.

В начале XI века рукопись оказалась в Польше. Оттуда в качестве фамильной реликвии была привезена в Киев дочерью польского короля Мешко II Гертрудой, которая в 1050 году стала женой князя Изяслава Ярославича (Великий киевский князь 1054-1069 и 1077-1078 гг.). Ныне хранится в музее города Чивидале на севере Италии.

Гертруда дополнила кодекс листами с текстами около 90 латинских молитв и миниатюрами с изображениями Рождества Христова, Распятия, Богоматери, Христа на троне и апостола Петра. Характерной особенностью книги является широкое жизнеописание апостола Петра, который пользовался у Гертруды особым почетом. Христианским именем Петр был назван в крещении ее сын Ярополк, князь Владимиро-Волынский и Туровский (убит в 1086 г.). К этому апостолу обращены молитвы Гертруды о сыне, внесенные в сборник.

Сам Ярополк-Петр, вслед за матерью, являлся активным почитателем своего святого патрона. В  Киеве он построил церковь во имя св. Петра и на своих монетах чеканил изображение этого святого.

На двух миниатюрах Трирской Псалтыри Ярополк и его супруга представлены молящимися св. Петру и коронуемыми Спасителем, а его мать Гертруда (на первой из них) — распростертою у ног Апостола.

Поскольку изображение Изяслава, погибшего в 1078 году, отсутствует, а Ярополк, убитый в 1086 году, здесь представлен, миниатюры датируются временем между 1078 и 1086 годами, некоторые из них могли появиться и позже.

рис. Лист Трирской псалтыри. Христос на троне, венчающий князя Ярополка и княгиню Ирину

  • 1
а в сообщество не запостите?

о святых/ жизни/ истории Западной православной Церкви до 1054г. western_saints ;)

Данные изображения относятся все же к периоду после 1054 г. Не по тематике...

Но сообщество интересное, добавил в ленту, спасибо за наводку.

некоторые государства признали филиокву после 1054г. и в 12-ом веке - например, Англия.Так что можно, мне кажется, но как хотите.

Давайте без лишних страстей порассуждаем что и как. Еще раз подчеркнем – пишем как искрени любящий Святую Русь и ее духовные сокровища католик. Так как же на самом деле было с этим великим князем «Изяславом Ярославовичем, которого якобы пытались «совратить» в католичество посланцы папы? Оказывается он был убежденным православным католиком византийско-славянского обряда (как и экзарх Федоров).
Проф. Михаил Таубе описывает, что двадцать лет спустя после «разделения церквей» (великого раскола 1054 г., в котором Русь не участвовала оставаясь верной Риму – см. ниже) имел место знаменательный случай обращения вел. князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету Папы Григория VII. Хотя этот случай не очень любили обсуждать «в наших старых учебниках» (слова М. Таубе), но о нем подробно расуждал Карамзин и другие, поэтому многие читающие русские люди . Суть истории в том, что из за спора с младшими братьями за Киевский стол законный великий князь Руси был вынужден бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой "христианской республики" (в принципе стремившейся обьединить всех христиан мира Священоримской империи) - к императору (Генриху IV) и к Папе.
Значит он признавал верховную власть над всеми православными християнами: духовную – Папы, а светскую – императора, главу всех королей и князей. Как и другие государи (католики) того времени, Изяслав для того отправил посольство в Рим – ad limina apostolorum («к порогу?? Апостолов»), - послал своего сына Ярополка-Петра с поручением отдать всю русскую землю под «покровительство св. Петра» (Patrocinium beati Petri). Ненадо это воспринимать как «алчность Папы к мирской власти» - это покровительство - подобным образом позже Вселенский Архиерей взял под покровительство Литву в час крещения ее князя Миндаугаса (рус. Мидовга) в 1251 г. Вследствие этого ранг князя и его госсударства был повышен в королевство (коронация княжеской четы в 1253 г.), а нападение Тевтонского ордена на Литву лишилась основания. Мидовг с литовской ратью даже пытался помочь сватом Данилу Романовичу Галицкому отбить от татар Киев (увы поход недостиг цели).
Проф. Таубе рассказывает красивую историю Изяслава и его сына, опровергающую миф о «совращении» их в католичество: «Папа деятельно вступился за Изяслава и написал по этому делу два дошедших до нас послания, одно - великому князю, другое - королю польскому, которому поручалось помочь ему возвратить себе престол. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077 г.). Любопытно, что сын Изяслава Ярополк-Петр (князь Владимиро-Волынский и Туровский и убитый в 1086 или 1087 году) оставался до смерти - так же, как и его мать, польская княжна Гертруда, - особым почитателем Первоверховного Апостола: в Киеве он построил церковь во имя св. Петра и на своих монетах чеканил изображение этого Апостола. Известны также пламенные молитвы за сына его матери к ап. Петру в так называемом Lyber precum Gertrudis, который вместе со знаменитым псалтырем Егберта. архиепископа Трирского (конца X века), составляет часть пергаментного кодекса, хранящегося в настоящее время в Cividale, в Италии. На двух его миниатюрах Ярополк и его супруга представлены молящимися св. Петру и коронуемыми Спасителем, а его мать Гертруда (на первой из них) - распростертой у ног Апостола . Замечательно, что этот определенно "католический" русский князь эпохи после "разделения церквей", к тому же ходивший в Рим к Папе и бивший ему челом Русскою Землею, был Православною Церковью причислен к лику святых, Его память празднуется 21 ноября»
Значит оба князья, как и Св. Владимир искрени считали кафолическое православие не «кривроверием» а истиной и «своей» верой, верой Святой Руси, которой они «били челом» Вселенскому Архиерею Римскому, которого они, как и Св. Владимир считали главой вселенской Церкви. Им совсем не мешало, что жена и мать – Гертруда была такой же православной католичкой только латинского обряда.

Re: Šarūnas (Литва)

Вряд ли можно согласиться с такой трактовкой.

В 11 веке в полуязыческой Руси осознание разделенности церквей пришло не сразу. Осуждение латинства продвигало в основном пришлое греческое духовенство (митрополиты и некоторые епископы через свои послания и ответы), киевское монашество, строго соблюдающее греческие уставы и следящее за новыми церковными веяниями. Основная масса новообращенных христиан и даже клира была далека от понимания смысла церковного раскола. Это так же не означает, что они были католиками и имели представление о церковном верховенстве Рима и папы.

Рим в представлении русских 11 века был лишь одной их многих славных христианских земель, в которой учили апостолы (ср. Слово о Законе и Благодати Иллариона):

"Хвалит же хвалебным гласом римская страна Петра и Павла, от них уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и Патмос - Иоанна Богослова. Индия - Фому, Египет Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере".

То что Петр считался учителем римлян ни в коем случае не отменяло его авторитета как ближайшего ученика Христа. Поклонение Петру вовсе не означало признание верховенства Рима в церковных делах. Почитание Петра Ярополком - вполне естественно, святые покровительствовали по общему мнению людей того времени своим тезкам, а Ярополк носил христианское имя Петр...

Ярополк (от имени Изяслава) ходил к папе не за верой, а за помощью в трудной ситуации. В такой, в какой русские князья не раз приходили и к половцам. Что вовсе не означало принятие бурханизма.



Edited at 2013-10-07 06:16 pm (UTC)

  • 1
?

Log in