Хобби

nickfilin


Исторические записки


Previous Entry Share Next Entry
Жил ли св. Антоний Печерский в пещере последние 40 лет своей жизни?
Хобби
nickfilin
Из Повести временных лет известно, чо св. Антоний, основателя Киево-Печерской обители, последние 40 лет своей жизни, провел, не выходя из пещеры. Удалился же он в пещеру после того, как поставил игуменом монастырю Варлаама:

"И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней пещере".  (Повесть временных лет)

Между тем самый простой подсчет лет показывает, что это невозможно.

Варлаам, как о том пишется в Киево-Печерском патерике, постригся в юности и был сыном одного их бояр Изяслава. То есть постриг Варлаама Антонием имел место не ранее 1054 г. Но это лишь крайняя, чисто формально самая раняя возможная дата.  Ибо пострижение юноши  Варлаама и его поставление в игумены не могло произойти в один год. В Повести временных лет сообщается, что, когда, вскоре после смерти Феодосия Печерского (+1074), черноризец Исакий поселился в пещере Антония, сам Антоний к тому времени уже умер. В послании Симона,  в Киево-Печерском патерике, видим и ссылку на более точную дату. Там говорится, что Богородица, призвавшая греческих мастеров на строительство каменного Успенского собора Печерского монастыря, произнесла им пророческие слова: “Сей Антоний, только благословив, отойдет из этого мира на вечный покой, а сей Феодосии через два года после него отойдет к Богу...".  То есть Антоний умер, согласно пророчеству, за два года до смерти Феодосия, в 1072 г.

Более того, в согласии с тем же Патериком, Антоний не находился в монастыре постоянно. Около 1069 г., после  возвращения  из Польши князя Изяслава (бежавшего туда после мятежа киевлян, поставивших на стол Всеслава Полоцкого), Антоний вынужден был бежать их обители в Чернигов (Изяслав гневался на него "из-за Всеслава"). Там, при покровительстве Святослава, он основал новый монастырь на Болдиных горах.

Таким образом видим, что Антоний не только не мог прожить в затворе (не выходя из пещеры) последние сорок лет своей жизни, но и даже последние 3 года, не пребывал постоянно не только в пещерах, но и в самой обители.

Мы можем, однако, предложить простую версию, объясняющую этот казус.

Известно, что первые печерские насельники  следовали в своей жизни примерам основателей монастырского жития на христианском Востоке - Антонию Великому, Евфимию Великому, Савве Освященному. Одной из традиций египетского и палестинского монашества было проводить в безмолвии и уединении Четырехдесятницу, то есть первые 40 (четырехдесять) дней Великого поста. Евфимий и Савва Освященный проводили Четырехдесятницу в пустыне, а Антоний Великий (пещерник) затворялся в пещере.

Эта традиция была воспринята в Киево-Печерской лавре. По Повести временных лет известно, что ей следовал игумен Феодосий, который имел обычай затворяться на Четырехдесятницу в пещере. Летописец пишет, что игумен Феодосий, имел обыкновение, прочитав инокам поучение о 40 дневном посте, напомнив им о подвигах св. Антония, Саввы и Евфимия, уходить на великий пост из монастыря (на горе) в пещеру, "взяв мало коврижек". Феодосий затворял двери пещеры, засыпал их землей, и в молчании пребыл в посте и молитвах все дни, кроме субботы и воскресенья, когда он через "малое окошко" беседовал с пришедшими к нему и получал все необходимое. Возвращался  в монастырские кельи Феодосий по истечениии 40 дней поста.

Можно думать, что и основатель киево-печерской монастырской жизни, св. Антоний Печерский, следовал тем же правилам. Об обычае Антония, затворяться в пещере на "четырехдесять" или "четырехдесятницу", несомненно рассказывали посещавшим пещеру Антония в монастыре, ту пещеру, в которой, по словам летописца, была и его могила. Видимо, довольно раннее время (к началу 12 века) в результате ошибки, 40 дневные посты Антония ("не выходя никуда из пещеры") превратились в 40-летнее безвыходное пребывание святого в пещере до самой его смерти. Это противоречащее другим известиям об Антонии сообщение и было внесено в летопись в рассказе об основании монастыря.

Такая ошибка врядли могла иметь место, если бы не отсуствовало какое-нибудь вполне опредеденное предание о последних днях жизни Антония в монастыре. Такое какое мы находим в летописи в отношении последних дней Феодосия (с указанием его последних слов и воли). В источниках есть, как мы уже показали, вообще лишь косвенные упоминания, позволяющие датировать время смерти Антония.  Причиной отсутсвия таких воспоминаний, вероятно, могла быть только одна: основатель обители умер вне стен монастыря.

Около 1069 г., по возвращении Изяслава из Польши, Святослав Черниговский организовал побег Антония из Киева. В Чернигове, под покровительством князя, основал новый пещерный монастырь на Болдиных горах. Вскоре, в 1072 г. Антоний умер. Возникает вопрос где?

Позднейшее предание о строительстве Успенской церкви (Киево-Печерский патерик, Послание Симона 13 века) сообщает, что Антоний успел до своей кончины благословить в Киеве строительство каменной церкви. Однако более ранний источник, Повесть временных лет, не сообщает никаких известий о его участии в строительстве храма, завершая рассказ о нем уходом из монастыря в Чернигов. Под 1075 г. рассказывается о начале строительства Успеского собора игуменом Стефаном, основание которого заложил Феодосий. Так что легенда о том, что Антоний на месте благословил создание храма есть такой же результат благочестивых измышлений иноков монастыря, как и легенда о 40 лет, проведенных преподобным в затворе.

Думается не будет слишком смелым предположением, думать, что Изяслав не простил Антония до конца его жизни. Антоний умер в 1072 г. на Болдиных горах. И только в 1073 г., после захвата Киева Святославом, тело святого упокоилось в основанном им монастыре. Киевские монахи не особенно распространялись об этом неприятном для монастыря обстоятельстве и с удовольствием приняли распространившуюся в народе версию о смерти Антония в монастыре в основанной им пещере, в котрой преподобный провел якобы 40 лет.

  • 1
Как вариант - жил в пещере, изредка наведываясь в монастырь (по большим праздникам и, с меньшей долей вероятности, также по суботам-воскресеньям), что вполне в афонском предании.

Edited at 2016-09-06 12:51 pm (UTC)

Феодосий разговаривал с монахами по субботам и воскресеньям через окошко, принимал пищу, но не более.

Что касается Антония, то автор ПВЛ пытается представить дело так, что Антоний действительно провел все годы в пещере. Он не сообщает о его бегстве из монастыря в 1069 г., основании монастыря под Черниговом. В его рассказах о монастыре, если братья и игумен обсуждают какое-то важное дело, то Антония не оказывается рядом - он (по мнению летописца сидит с своей пещерной келье), к не нему "идут"...

Но на самом деле все было не так. Мы видим это из рассказов Патерика.

Скорее всего, Вы правы, но и такой, не совсем затворнический, вариант исключать нельзя, тем более, что жития Антония не сохранилось. А как далеко отстоит пещера от монастыря (в минутах ходьбы)?

Еще два соображения: Антоний в отличие от Ф. и его учеников жил какое-то время на Афоне, где замуровываться не принято (это - палестинская традиция).

Антоний мог не часто наведываться в монастырь, например, из-за разногласий с Ф. Что летописец мог скрыть.

Edited at 2016-09-06 01:31 pm (UTC)

Пещеры находятся рядом:

Дальние (первоначальные с варяжской пещерой) около №31 справа.

Ближние по центру рисунка между №24 и 25.

В Ближних есть гроб Антония. Но самого Антония в гробу нет. Мощи его не найдены...



Антоний и Феодосий следовали как раз египетско-плестинской традиции пустыножительства. Само имя Антоний может быть выбрано в честь Антония Великого.

Edited at 2016-09-06 01:47 pm (UTC)

К сожалению, давно заглядывал в КПП, но помню, что, да, очень многие подвижники жительствовали в духе египетско-палестинской традиции (не очень понятно, как это сочеталось со Студийским уставом - видимо, он был для большинства, "по умолчанию"). Тем не менее, мы не можем в точности сказать, как жил Преп. Антоний после удаления в пещеру, тк жития его не сохранилось (но есть свидетельства, что из своей кельи он выходил, даже сбегал из-за опасности быть убитым, что, кстати, не очень в духе Древнего Патерика:)

На Афоне сегодня существуют несколько пещер, где якобы подвизался Преподобный после своего выхода из общежития (обычные пещерки, ничего особенного). Также примерно известно, как жили (да и сейчас живут) афонские пустынники-спилеоты. По субботам ходят в монастырь за продуктами и причаститься на воскресной литургии. В 40-ницу, да, обычно никуда не ходят.

==К сожалению, давно заглядывал в КПП, но помню, что, да, очень многие подвижники жительствовали в духе египетско-палестинской традиции (не очень понятно, как это сочеталось со Студийским уставом - видимо, он был для большинства, "по умолчанию").

Здесь как бы стоит коснуться смысла появления этого устава в монастыре (пренесено Феодосием). Устав нужен прежде всего для управлению жизнью большого монастыря. Если во времена Антония было 12 иноков, то при Феодосии уже около 100. Монастырь вышел из пещер и обустроился на горе, подаренной монастырю Изяславом. Там были поставлены деревянные кельи. В пещерах же жили те, кто совершал подвиги, а также там стали хоронить умерших монахов. То есть это действительно правила для большинства, для всех.


==На Афоне сегодня существуют несколько пещер, где якобы подвизался Преподобный после своего выхода из общежития (обычные пещерки, ничего особенного). Также примерно известно, как жили (да и сейчас живут) афонские пустынники-спилеоты. По субботам ходят в монастырь за продуктами и причаститься на воскресной литургии. В 40-ницу, да, обычно никуда не ходят.

Жизнь по Студийскому (афонскому) уставу была менее аскетичной чем по правилам египетских и палестинских отшельников. Феодосий в нашем примере как бы сочетал в разное время элементы общежития со строгой аскезой основателей монашества.


собственно, классических "общежительных" монахов в "Патерике" совсем немного (в его первоначальной редакции), в основном - пещерники/затворники, практиковавшие какие-то совсем крайние формы аскезы, "на грани" (откуда случаи Исаакия и др.).
Древнерусские монахи даже по египетско-палестинским меркам отличались особой суровостью)))
В дальнейшем, особенно в "московский" период (14-15 вв, школа преп. Сергия) русское монашество будет более "сбалансированным", вероятно, под влиянием византийского исихазма (митр. Киприан и др.).

Вообще, неплохо было бы увидеть критическое издание КПП, надеюсь дожить до этого времени:)

==собственно, классических "общежительных" монахов в "Патерике" совсем немного (в его первоначальной редакции), в основном - пещерники/затворники, практиковавшие какие-то совсем крайние формы аскезы, "на грани" (откуда случаи Исаакия и др.).

Здесь надо понимать, что перед нами описание не среднего киево-печерского монаха, но определенная выборка отличившихся в подвигах. Но надо видеть и то, какими глазами смотрела на этих выдающихся аскетов остальная монашеская масса.

Слишком истового Исакия она считала сумасшедшим, его подвижничество в пещере объявили гордыней и бесопоклонством. Инока Никиту, решившего идти тем де путем отговаривал сам игумен, когда же он к тому же стал усердно изучать книги и писания, то его успехи монахи приписали обольщению дьяволом. И так "помогли" ему, что он вскоре пошел на попятную и даже отрицал, что вообще знает грамоту. Монахи печерские в массе признавали необходимость молитв и покаяния. А на большее смотрели как на блажь и укоризну. Да и самого строго игумена (Великого Никона) могли за спиной сравнивать ослом...

Согласен. Но неподготовленному читателю, думаю, будет трудно различить голос "основной монашеской массы" от голоса владыки Симона и его респондента, тем более, учитывая временную дистанцию (11-12 в. против 13го). Т.е. Вы считаете, что нарочитое любование крайностями - признак объективного упадка монашества в 13м веке и далее?

Здесь нет нарочитого любования. Просто восхищение подвигами. Но само создание Патерика, действительно имело целью несколько подстегнуть монашеское рвение, дать ему местные образцы.

Это рвение, бывшее в 11 веке само собой возродилось в веке 14-м. Когда множество людей, подобно первым киевским печерникам ринулись в леса и пустыни, ища монашеского уединения и подвигов.

А затем "по увеличении братии" (уже на новом витке) встал спор между теми, кто хотел лесного уединения и молитвы (нестяжатели) и кто хотел жить по уставу в общежительных монастырях в относительном достатке и благочестии (иосифляне).

В 11 веке победили вторые во главе с Феодосием, в 15-16 тоже во главе с игуменом Иосифом Волоцким.

При этом в обеих случаях это был не упадок, а победа монастырского движения.

Ну если б победили Антонии и печерники Исакии, Нил Сорский, считавший, что в келье не может жить более одного монаха, то какую бы силу имели в истории монастыри? Ну наверное не более чем бродячие дервиши на Востоке...


А затем "по увеличении братии" (уже на новом витке) встал спор между теми, кто хотел лесного уединения и молитвы (нестяжатели) и кто хотел жить по уставу в общежительных монастырях в относительном достатке и благочестии (иосифляне).

В золотой век русского общежительного монашества (конец 14го-середина 15го) таких споров еще не было, но монастыри уже играли ведущую роль в строительстве Руси, и это опровергает дальнейший тезис про "дервишей".

Перекос в сторону стяжательства, земного, наметился только с середины 15го века и постепенно стал мейнстримом, а окончательно закрепился даже не в 20х годах 16го, тк после была некоторая рецессия, а во второй половине 17го века.

Что, в конце концов, и привело к общему упадку христианской жизни на Руси: выродились духовные центры непонятно во что. В 18 веке закономерно превращены в казармы и тюрьмы.

Вообще, пмсм, период 11в. и до разорения Руси монголами особый, что касается форм монашеской жизни , в частности. Последние трудно сравнивать с монашеством 14-15вв., возрождавшемся по другим образцам. У Смолича это неплохо описано.

Edited at 2016-09-06 07:16 pm (UTC)

==В золотой век русского общежительного монашества (конец 14го-середина 15го) таких споров еще не было, но монастыри уже играли ведущую роль в строительстве Руси, и это опровергает дальнейший тезис про "дервишей".

Ну так в домонгольской Руси вообще не было споров. Речь идет просто о двух видах монастырского жития - пустынно-пещерного и обычного общежития в контакте с миром. Осознание этих путей как нестяжательского и стяжания - позднейшее явление, характеризовавшее уже высокий уровень обогащения монастырей.

==Вообще, пмсм, период 11в. и до разорения Руси монголами особый, что касается форм монашеской жизни , в частности. Последние трудно сравнивать с монашеством 14-15вв., возрождавшемся по другим образцам.

А каким "другим образцам" следовали монахи 14 века?

В том-то и дело, что речь идет о двух способах монашеского жития, общежительном (подразд. на классическую киновию и "особножитие"-идиоритм, как в древнем КПП) и келиотском (подразд. на скитское и отшельническое), взаимодополняющих, между которыми нет какого-то сущностного противопоставления. А вот, в споре между и. и н., в котором с обеих сторон (!) участвовали общежит. монахи (пустынники заняли более однозначную позицию), такого единства понимания предания не было. Очевидно, потому, что превращение м-рей в крупных землевладельцев - своего рода "агрохолдинги" - с широким использованием наемного труда, невозможно соотнести с традиционным монашеским преданием. Это прекрасно осознавали лидеры партии "нестяжателей", многие из которых были выходцами с Афона - места, где аутентичное предание до сих пор более-менее сохраняется (монастырями, скитами и келлиотами) в его чистоте. Преп. Нил Сорский и его ученик Вассиан, Максим Грек, старец Артемий - из наиболее известных фигур.

Непомерное богатение монастырей (и разорение от этого монашеской жизни) начинается где-то с конца первой половины 15го века, и отражено в житийной литературе. Кир.-Белозерский монастырь как характерный пример. Так же, если, к примеру, из жития Пафнутия Боровского, мы узнаем , что это была классическая киновия (очень похожая по своему устроению на современные общежития Св. Горы), то уже у его ученика преп. Иосифа видим нечто иное, крупное хозяйствование, да и вообще некоторое смещение акцентов на внешнее делание, в т.ч. джихад против еретиков итд. (добро пожаловать в 16й век).

А каким "другим образцам" следовали монахи 14 века?


Прежде всего, что касается самого предания (1), то это традиции, возникшие и развившиеся в 13-14 вв в византийско-сербско-болгарском ареале. Не только Афон и Сев. Греция. Название "Парория", например, Вам о чем-то говорит?
Но также (2) это и устоявшаяся к тому времени традиция строительства больших общежитий по типу афонской Лавры св. Афанасия, патмосской - св. Христодула, конст/ких м-рей и др. Т.е. общежитий классического типа, без "египетско-сирийских" чудачеств, более-менее жестко регулируемых игуменской властью (Студийский устав без дураков). На Руси мы видим на примере общины преп. Сергия, как небольшое братство , живущее в духе 1 получает от греческого митрополита устав - и образуется уже нечто, подобное 2. Ставшее прообразом для большинства русских монастырей. Как сказано выше, не сразу, но постепенно, по мере роста и укрупнения монастырей, 1 начинает входить в противоречие с 2.
Бегство монахов из больших монастырей в неосвоенные земли и устроение ими или их учениками новых монастырей (с повторением по новой того же процесса) происходит вплоть до конца 17в, а с расколом приобретает новые и, наверное, еще более массовые и экстравагантные формы.

P.s. По истории русского монашества ничего, лучше старого доброго Смолича, мне не попадалось.

Edited at 2016-09-07 10:24 am (UTC)

==Прежде всего, что касается самого предания (1), то это традиции, возникшие и развившиеся в 13-14 вв в византийско-сербско-болгарском ареале. Не только Афон и Сев. Греция.

А где в источниках говорится о том, что Сергий и его ученики следовали сербско-болгарской традиции?

==Название "Парория", например, Вам о чем-то говорит?

Честно говоря, не знаю, а что это?

Речь идет в целом о так наз. исихастском движении. Парория - это в совр Болгарии, в окрестностях Тырнова. Там в 13в. был крупный духовный центр, связанный с деят-тью преп. Григория Синаита и его учеников (сербов, эллинов, болгар...).

Преп. Сергий был связан с митр. Киприаном - прямым носителем и проводником, можно даже сказать , основоположником исихастской и "паламитской" традиции на Руси (кстати, род. в Тырново). До нас даже дошла их переписка.

Здесь какая-то временная несостыковка. Киприан в первый раз стал митрополитом на Руси в 1375 г., а Троице-Сергиев монастырь был основан около 1342 г. Как раз около этого времени в Византии впервые открыто прозвучала полемика исихастов и их противников. В 1341 г. в храме св. Софии состоялся первый открытый "исихастский" диспут.

То есть сам Сергий едва ли пришел в монашество под влиянием идей исихастов. По крайней мере для доказательства этого нужны другие основания. Сергий основал обычный особножительный монастырь. И когда вводил новый устав в середине 1360-х гг. собравшиеся с ним монахи были тем недовольны.

Идея создания общежительных общин-монастырей приходит позднее не из Болгарии и Сербии, а из Греции. Инициатором монастырской реформы около 1364-65 г. стал патриарх Филофей, действовавший на Руси через митрополита Алексия.

Филофей был исихаст, о Сергии он узнал впервые от Алексея и послал ему какие-то дары, убеждая начать реформы. Также он действовал через послания, но там мало об исихазме.

Здесь все не так однозначно одним словом. Не понятно, что заставило массы людей уйти в леса. Мне кажется все таки не исихазм, а что-то другое.


(но есть свидетельства, что из своей кельи он выходил, даже сбегал из-за опасности быть убитым, что, кстати, не очень в духе Древнего Патерика:)

Рассказывали об авве Данииле. Когда варвары пришли в Скит и отцы убежали, старец сказал: «Если Бог не печется обо мне, зачем мне жить?» – прошел среди варваров, и они не видели его. Тогда сказал он сам себе: «Бог позаботился обо мне. Сделай же и ты, как надобно человеку, – беги, подобно отцам!» (97, 82).

Т.е. сначала преподобный поступил по-Богочеловечески (сравни семеро старцев, оставшихся в келье на заклание варварами, из другой истории), а затем - по-человечески ("как подобает человеку").
Именно прошествие сквозь варваров невредимым показало его Преподобие, тогда как последушее бегство - смирение.

У меня технический вопрос относительно возможности длительного безвылазного сидения в пещере: как насчет гигиены (туалет, омовения)?

В рассказе о затворничестве Феодосия в пещере в сорокадесятницу об этих проблемах упоминается довольно неоднозначно: в субботу и воскресенье Феодосию передавали в окошко (и наверное забирали) все необходимые ("орудия"). В этом наверно и состояла техническая сторона дела.


  • 1
?

Log in