Хобби

nickfilin


Исторические записки


Previous Entry Share Next Entry
О том как на самом деле выглядел "собака Калин царь"
Хобби
nickfilin

Калин-царь (Каин, Галин) — эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами. Былины говорят о походе этого царя на Киев  "с сорока царями, с сорока королями" и неизменно называют его собакою. Собака эта - часть имени. "Собака Калин царь" -  так именует его даже собственный посол, зачитывающий письмо Владимиру с требованием дани и сдачи города.

Освободителем Киева становится Илья Муромец (прежде заточенный в погребе),  он едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки уплаты дани, а когда Калин не соглашается, начинает бить татар.

Татары делают подкопы со смоляными ямами (обратим вниммание!), в которые вместе с конем попадает  Илья Муромец. Когда, связав богатыря, татары по приказу Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и "приколачивает" всю силу татарскую. Калин позорно бежит и зарекается впредь ходить на Русь. Иногда в роли "Калина царя" в былинах выступает татарский царь Мамай.

Происхождение имени Калин неясно исследователям. Согласно Фасмеру  оно происходит из прозвища «толстяк», от кыпч., алт., казах. kаlуŋ «толстый», крым.-тат., тур., тат., уйг., караим. ТL. kаlуn «толстый, жирный, глупый». О. Янсен   видел в этом названии имя хана Ногая.  В. Миллер    производил его сначала от имени  Калун из Шах-намэ, затем от названия реки Калки. Есть еще версии от слова "калить" (жечь, нагревать - раскаленный, красный) и "калина" и другие.

А теперь о том, кто на самом деле был царь Калин ("собака царь") и реконструкция его внешнего облика по черепу.

1. Исторический прототип

Собака Калин царь - это болгарский царь Калоян, правивший в Болгарии  в 1197-1207 гг.
Царь успешно воевал с крестоносцами и разбил императорское войско (латинского константинопольского императора Балдуина) в битве при Адрианополе. За крайнюю жестокость к грекам, которые не хотели подчиняться "освободителям" был прозван ромеоктон ("убийца ромеев") и
и еще через издевательскую переделку имени, Калоян в  "Скилоиоан" - "собака Иоанн" (подразумев. "собака Калоян").

В 1207 г. царь Калоян осадил греческий город Фессалоники (по русски Солунь), но во время осады неожиданно умер сам или стал жертвой заговора. Болгарское войско сняло осаду и отступило.

2. Мифологизация образа

Неожиданная смерть Калояна породила много слухов. На основе их родилась в частности легенда о том, что Калоян был убит святым Дмитрием солунским, покровителем города, который ночью явился ему в шатре и поразил копьем в сердце.

Эта легенда попала в житийный цикл о св. Дмитрии Солунском (чудо №5). О ней упоминает Георгий Акрополит ("Хроника")  в 13 веке.

Изображения этого чуда появились во второй половине XIII века. На них представлен великомученик Димитрий в воинском облачении пеший или на коне с копьем в руке, которым он убивает поверженного на землю царя Калояна. Самое раннее сохранилось в росписях церкви в Крокеэсе в Лаонии 1286 года (Греция). В дальнейшем изображения чуда о царе Калояне получило распространение на Балканах и на Руси, где великомученик Димитрий пользовался особым почитанием у славян.

Вместе с тем параллельно византийскому преданию вплоть до нового времени сохранялись и собственные болгарские сказания о свирепом и хитром "царе Калиянчо".

3. Отождествление с Мамаем на Руси

В древнерусском искусстве сюжет с убийством царя Калояна встречается в клеймах житийных икон Дмитрия Солунского с конца XV века.
На этих иконах заметно уже отсупление от первоначального предания - Калоян изображен на коне.  По замечанию Ж.К. Белик, "на некоторых иконах он именуется Максимианом, Люем или  даже Мамаем, вероятно, в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве, патрональным святым которого был Димитрий Солунский".

Ж.К. Белик  "Чудо Димитрия Солунского о царе Калояне"

Как видим,  иконописцы, а следовательно и зрители, жители Москвоии 15-16 века легко допускали аллегорическое толкование  византийского сюжета о царе собаке Иоанне (Калояне) применительно к событиям мировой и русской истории. Посетителям храмов, среди которых были, несомненно авторы духовных стихов и былин, образ Калояна, убиваемого любимым на Руси святым, ассоциировался с поганым татарином, и особенно с Мамаем, о котором действительно известно было, что войско его бежало с Куликова поля после помощи небесного полка, в числе святых воинов которого  был и Дмитрий Солунский.

О чем я писал недавно здесь.

Эти ассоциации и привели сказителей к идее заимствования образа царя-собаки Калояна в былину о битве русского богатыря с татарами. Имя Калин является упрощением труднопроизносимого имени Калоян (Калуян) в многократной устной передаче.

4. Сюжет былины

Использование исторических сведений о нашествии Мамая в былине, привело  к существенной трансформации сюжета. Подчеркивается огромность и многонациональность его войска (сорок царей и сорок королей).  Перед походом высылается посол с требованием непомерной дани. Сражение происходит в чистом поле, а не у стен города. В былине Калина не убивают, он, как и Мамай, только бежит (иногда правда пленен), зарекаясь ходить на Русь.

Особое место в былинах занимают какие-то подкопы и смоляные ямы, в которые проваливается Илья в конце битвы. Его уже связанного ведут на казнь, когда в последний момент, ему удается освободиться и перебить татар. Это место в былине очень напоминает реальные обстоятельства битвы на Куликовом поле, когда ход уже практически проигранного сражения резко меняется в результате выступления засадного полка, а в летописной повести о Куликовской битве -  небесного полка в составе архангела Михаила, св. Дмитрия Солунского и проч.

Описанные в этом месте подкопы и смоляные ямы, в принципе могли бы быть воспоминанием о каком-то моменте боя, в ходе которого русское войско было оттеснено в овраги. Но врядли известие о такой детали могло сохраниться столь долго, не попав в другие источники. Поэтому полагаю, что образ смоляной ямы был заимствован в былину в результате непосредственного созерцания клейма иконы.
На иконе под ногами царя Калояна в большом числе вариантов разверзается ад, изображенный в виде черной ямы. В нее чуть ли не падает с конем и сам святой. Собственно ад, тартар, бездна, в которой неугасимый огонь черен и смоле подобен, где «Сия мука смола кипящая», и могла подать сказителю идею описать в былине подкопы черные и ямы смоляные, которые были там где стояло войско царя Собаки.



  • 1
Остроумно, но тема собаки не раскрыта. В агиографии о св. Димитрии к Калояну применяется такой эпитет?

Между Скиллоиоанном и Царём-собакой дистанция огромного размаха, она должна быть преодолена какими-то доводами ...

Это я осознаю. Но только сегодня утром придумал. И пока не знаю где и как искать... :(

Если в "чуде" нет, то это патовая ситуация, на мой взгляд. Положим, Вы эпитет этот где-то ещё найдёте, тогда это "где-то" и будет предполагаемым источником, а не Димитрий Солунский, поскольку два источника это уже слишком ...

Нет, я думаю получится.

Вот например Путилов указывает переделку на русской почве сказания о Дмитрие Солунском, в котором Дмитрий Солунский сражается с Мамаем под городом Солунем.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/17_tom/Putilov/Putilov.pdf

Там 2 полонянки, вышитый лик, все с "чудес" и клейм иконы.

Потихонечку можно обосновать.

Честно говоря, как-то странновато - как болгарский царь мог быть перенесён на татар? Тем более - в тот период он уже был славянином. Балканские болгары с русскими никогда особенно сильно не воевали. И уж точно на Русь не ходили. Разве что Святослав сам на них ходил, но это много раньше Калояна.

Да и что сложного в имени Калоян - если представить, что рассказывали именно о нём? Зачем его надо было в Калина переделывать?

Калин в русских былинах - это проклятый, злодей, бессмысленный убийца. В связи с этим я бы предложил вспомнить о Калиновом мосте. Мост тот был окружён человеческими костями и останками. Там явно - очень плохо обращались с людьми. Это было место смерти людей. Сама сказка про битву на Калиновом мосту имеет прямые аналогии ни много ни мало - с Рамаяной. А название Калинов мост, как и имя проклятого царя Калина - я бы сопоставил с именем богини смерти, зла и разрушения Кали. Это арийская богиня, сохранившаяся у индусов. У нас это имя и соответствующая атрибутика могли сохраниться в сказке о Калиновом мосте и в имени проклятого царя Калина.

Думаю - фундамент у этого образа проклятого царя Калина - гораздо глубже.

Поддержу. Былины складывались около 5 века, и если оригинальные образы со временем вытеснялись образом, например, болгарского царя 12-13 века или ордынского темника 14 века, то это уже поздние наслоения, только затемняющие исходный смысл былин.

Да - я тоже думаю, что былины имеют гораздо более ранний фундамент, чем 12-13 и тем более 14 века. Хотя соответствующие наслоения они, безусловно содержат. И даже ещё более поздние - есть былины в которых упоминаются засечная черта, казачьи дозоры, пушки и т.д. И всё это с Ильёй Муромцем и прочими.

И думаю - многое в русских былинах может восходить к ещё более ранним временам, чем 5-ый век. Иметь ещё индоевропейский фундамент - не зря мы можем наблюдать все эти удивительные совпадения и параллели, в том числе с Рамаяной.

Калуян попал на Русь с вместе с византийскими легендами о Дмитрие Солунском. В них он просто злодей, а не представитель братского болгарского народа.

То, что он был известен на Руси в 15 веке, видно по его изображениям на иконах. Чудо с его убиением произошло во время осады им Солуни.

Одновременно духовный стих о Дмитрие, сложившийся на Руси, сообщает об обороне святым Солуни от татарского войска Мамая. В дальнейшем в былине главный злодей-татарин носит имя то Калина, то Мамая.

Ну может быть индийская богиня Кали здесь и ближе к месту...

Возможно, Калоян этот из византийских повествований и мог наложиться на исходного Калина. Но сам он, на мой взгляд - имеет гораздо более древнее происхождение. И тот самый Калинов мост, местность вокруг которого была вообще-то, по пояс завалена человеческими костями и останками, который никак нельзя связать с болгарским Калояном, но который прекрасно соответствует образу арийской богини смерти и зла Кали, сохранившемуся у индусов - тому порука.

Как вариант - вполне приемлемо

Слабое место - собака. Собакой называют не только Калина, но и Тугарина и проч.

Собакой Калина и Мамая могли запросто назвать просто как татарина.

Пока "собака" от "Скилоиоан" ("Собака Иоанн" вместо Калоиоан - "красивый Иоанн", Калоян) не находит подтверждений.

Кстати, Собаками Царями на сколько я понимаю - в русском фольклоре именовали далеко не только внешних захватчиков, но иногда и местных царей, отличавшихся особой лютостью и жестокостью. Есть, вроде целые серии сказок и песен о скоморохах, которых выручали из лап всяческих Царей-Собак, которые держали тех в темницах, мучили и убивали. И это уже были наши местные цари, которые палили из всяких "гуманных" соображений людей на кострах, а также мучили их, калечили и неволили. И кучковались эти собаки уже в Москве-матушке!

Edited at 2016-08-30 08:05 pm (UTC)

Слабое ещё и в том, что в греческом нет "собаки Калояна", а есть "собака Иоанн", что подразумевает "собаку Ивана" в русском, а вовсе не "собаку Калина". Поскольку Калоиоанн - прозвище знаменитого императора Иоанна II Комнина, в подражание коему, вероятно, и назван болгарин, для греков уничижительная приставка имела особое значение.

Кроме того, стоит обратить внимание, что эпитет "собака" появляется по ходу действия, изначально антигерой "Калин царь Калинович". Вам тут уже указывали на "Калинов мост". Полагаю, очевидно, что эпитет "Калинов" производное от "Калина", а не от "Калины". Инфернальные ассоциации Калинова моста, думаю, всеми признаются. В имени татарского царя, на мой взгляд, также подчёркивается инфернальный, потусторонний характер его сущности (независимо от того, как можно истолковать само имя Калин, помимо указанной ассоциации). Неудивительно, что в былине Калин (в отличии от Калояна Чуда) не погибает, а благополучно идёт лесом.

А ну как Мамай замещает Калуяна в чуде св. Димитрия под влиянием фольклора, а не наоборот?

Почему это не может быть Хан Ногай? Достаточно известный и бойкий персонаж Золотой орды. Особенно засветившийся в истории юго-западной ее части, Как раз Киевское княжество, Дунай, Болгария.

Я бы все-таки статейку Вики сюда привел:

Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть», которое означает разогрев твёрдого материала (напр. металла)[3] докрасна́ и/или добела́. «Река Смородина» также называется Огненной; потому мост через неё и представлялся докрасна раскалённым. Таким образом это — эпитет, лирико-эпическая фигура речи. В современном русском языке существуют также слова «накали́ть», «раскалё́нный», «ока́лина», происходящие от того же корня.

Итак, калёный мост через смрадную (дымящуюся) реку. Подходит как граница живого и мертвого мира. Славяне спрыгнули с деревьев в 5 веке и от кого-то это узнали - от кого? Не у греков ли? Там кстати и милая собачка Цербер. У греков нет моста, конечно, но греки - мореплаватели, у них соединение миров идет каналом а не мостом, что сухопутным славянам было непонятно, так появился мост.

Обратно к топику. Калоян все же натянуто, где Болгария и где Русь 14 века. Допускаю, что весь калинцарский цикл возник при растатаривании Яголдаевщины и Дона в 15-16 вв, причем Калин - это персонаж татарских сказаний Яголдаевщины, а собака - это не общеславянская собака а местное вторичное заимствование из татарского köbäk (чобак?) по Трубачеву.

==Название «Калинов мост» происходит не от растения калина; названия обоих — однокоренные и происходят от древнерусского слова «кали́ть»

Калина от "калить", а калиновый от "калина".

==Итак, калёный мост через смрадную (дымящуюся) реку.

Насчет того, что мост был раскаленный, в сказках нет. Если б мост горел, то чего не идти по реке. Между тем выражение "калиновые мосточки" в смысле тонкие употребляется в песнях и без связи с переходом в иной мир.

Ближайшая аналогия в исламе мост Сират («тоньше волоса и острее кинжала») над пропастью Ада.

Изначально смысл тонкого моста в том, что по нему могут идти только души, но не живые люди. Живые падают в огненную Смородинк.

==Обратно к топику. Калоян все же натянуто, где Болгария и где Русь 14 века.

Так и я не говорю о 14 веке. Калоян известен на иконах с 15 века.

Что касается собаки-чобока, то пока не видно каким боком ее прислонить...

:Если б мост горел, то чего не идти по реке.
Смородина значит смрадная, дымная, далеко не уйдешь

:калиновый от "калина"
Калина - это не ясень Иггдрасиль, ноль эпического содержания.

: "калиновые мосточки" в смысле тонкие употребляется в песнях
Сходу нашел в "Онежских былинах строчку:
****а калиновы мосточки фальшивые****
Новодел 19 века очевиден по последнему слову.

: Что касается собаки-чобока
Надо тюркский эпос привлекать, к сожалению. Калин как толстый - уже след. Кстати, современный турецкий перевод слова собака köpek, монгольский же нохой (это факт, сам нашел сейчас по словарям), поэтому смешанные тюркско-монгольские орды 13-14 века закономерно могли переназвать достаточно выдающегося правителя как köpek, что при следующей славянской перезагрузке уже славяно-татарского сообщества Яголдаевщины/Дона дало собаку. Слово калин похоже означает толстый, в целом можно понимать как положительную характеристику царя.



Edited at 2016-08-31 02:28 pm (UTC)

==Смородина значит смрадная, дымная, далеко не уйдешь

Вот вот, и мост по-вашему такой же. Раскаленный.

==Новодел 19 века очевиден по последнему слову.

Вместо фальшивые в др. вариантах поддельные.

==Слово калин похоже означает толстый, в целом можно понимать как положительную характеристику царя.

Положительную особенно с добавлением "собака"... :)))

Думаю - это объяснение приведённое в Дуропедии достаточно натянутое.

Река Смородина, кстати может ещё и нести в себе корень "смрад". Вариация на тему смрада. Искажённая передача слова происходящего от смрада. Напомним - по берегам речки Смородины, по пояс были навалены человеческие кости и останки - от них вполне могло разить! И кстати - если бы там всё было огненным, то эти косточки сгорели бы. А они там лежали наваленные огромным слоем. Не факт, что Калинов мост именно раскалённый. Да и форма его заканчивающаяся на -ов свидетельствует о притяжательности данной формы, а не об описании качества. Если бы он был разогретым - то это был бы Калёный мост, а не Калинов. Калинов - это мост Калина, злодея, связанного со смертью.

Отдельно хочется прокомментировать этот пассаж: "Славяне спрыгнули с деревьев в 5 веке и от кого-то это узнали - от кого?" Откуда Вы это взяли? Как Вы вообще согласились разместить это у себя в голове? Славяне более менее надёжно фиксируются в письменных источниках примерно с 5 века (хотя есть некоторые, вероятные более ранние упоминания) - но разве это даёт основание применять форму "спрыгнули с деревьев"? Даже если южным соседям, знавшим письменность они начинают мозолить глаза в этот период, в том числе постоянными массовыми нападениями - разве это отрицает их предыдущую историю, в том числе и культуру, которая напрямую связана и восходит к индоевропейской культуре. Славяне - это разновидность индоевропейцев и являются наследниками праиндоевропейской культуры. И здесь с греческой рекой скорее не случай заимствования, а общие корни! Как и совпадения с Рамаяной той же - у боя на Калиновом Мосту.

Мне всегда просто поразительно встречать такие воззрения на славян со стороны образованных людей (или мнящих себя образованными) - представителей славян! Просто дикость!


Форма "спрыгнули с деревьев" означает, что родовые общины "деревянного века" из припятских болот и иных богом забытых мест каким-то образом вышли или были выведены/вытащены оттуда теми или иными историческими процессами, например, событиями в готско-гуннской империи. Пара этнонимов словене/немцы, понимаемая как словленные/нямцы (которые ловят) может дать емкую характеристику этих процессов добровольно-принудительной концентрации предславян в единое сообщество.

Становящиеся славяне пришли в контакт с более развитыми этносами (германцы, гунны, разные иранцы, тюрки), почерпнули информацию, научились уму-разуму, узнали, что такое меч, хлеб, бог, мыто, и с аварской и иной помощью вышли в 6 веке сами на историческую сцену. Сверх этого, внук бессмысленного болотного мешканца никаких общих корней ни с кем не имел и не мог иметь, а славяне как единая общность до 6 века не существовали.
Говоря это, я (славянин) не испытываю никаких негативных эмоций по поводу того, что славяне имеют историю в 4 раза короче скажем египтян. Короче и короче. Американская история еще в 3 раза короче, и ничего, живут люди без дурацких выдумок о совпадениях Рамаяны и битвы при Геттисберге.

Edited at 2016-08-31 02:34 pm (UTC)

Что за болота?

Все народы когда-то сталкиваются с влиянием соседей. В том числе более развитых. Те же германцы - по описаниям Тацита отличались крайней дикостью и примитивностью. Но потом поднабрались ума разума от римлян, копируя у них всё подряд, и тех же иранцев с гуннами от которых многому учились, особенно в военной сфере и ничего - вылезли в число цивилизованных. Но это не отменяет что первоосновы их культуры напрямую связаны с праиндоевропейцами. И РОВНО ТОЖЕ САМОЕ справедливо в отношении славян тоже. У германцев вообще практически сто процентов (ну или больше 80) терминов связанных с государством и торговлей - латинского происхождения. А в том же английском - около четырёх пятых слов латинского происхождения. Либо напрямую либо через французский.

Слово меч имеет неопределённую этимологию. Даже если согласиться на готское посредничество (что оспаривается специалистами) - у готов его происхождение непонятно. Они и сами его заимствовали видимо. А может славяне и без них обошлись - взяли напрямую. Хлеб - у герков есть форма клебанос что значит форма для выпечки хлеба, так что - возможно, это снова индоевропейское слово. Хотя я в курсе о германоцентрических версиях его этимологии! Вопрос - почему несмотря на то что это можно оспорить наши умники типа Вас - повторяют это на правах "респектабельной истины"? И кстати у славян в любом случае есть слово жито - которое также означает хлеб! И насчёт его оригинальности сомнений нет. Бог - также скорее всего имеет исконную природу у славян как и у иранцев - это не заимствование. Это общее слово. Фрикативная "г" точнее её следы (как у иранцев) в боге есть только у русских, либо у славян у которых есть сам этот звук. У поляков например - следов этой фрикативности нет, так же как у сербов. А уж славянская мифология - очень древняя и имеет много прямых аналогий в мифологиях других и-е народов! Мыто - это заимствование времён Карла Великого скорее всего, который активно торговал со славянами. Но у германцев вообще практически все термины торговли - римские.

А с Рамаяной совпадения в Калиновом мосту - это не выдумки. Не понимаю зачем их так называть? Достаточно прочитать оба текста! И озвученные Вами здесь представления обладают крайней примитивностью и по сути сильно ложные! Удивительно - как вера в эту ахинею представляется таким как Вы признаком образованности!

Славяне начали громить Византию задолго до аваров. И вне привязки к готам, которые и правда пожили на славянских землях. Хотя потом часть их попала под аваров, как собственно и некоторые германские народы, обитавшие на Дунае. Но это уже часть истории некоторых славян. А не её начало или её рождение... А вообще - то, что они в 6 веке вдруг возникают в немерянных количествах и начинают грабить Восточный Рим, так что тамошние жители просто воют от них - любого разумного человека должно натолкнуть на мысль, что у них должна была бы быть какая-то предыстория. Чтобы хотя бы размножиться до таких количеств. Люди же не грибы и не микробы, чтобы размножаться мгновенно! Но это нашим "умным" в их головы не приходит! ;)

Вместо того, чтобы задаться вопросами - кто и с какой целью примитивизировал историю славян? А этими вопросами РЕАЛЬНО СТОИТ ЗАДАТЬСЯ. Кто навязывал идею, что у славян ничего не было и не могло быть а значит и интересоваться этим - маргинально? И делали ли те кто это делал данное внушение по действительно научным причинам? Тем более этими вопросами стоило бы задаться - как образованному славянскому человеку - Вы делаете глупую улыбочку и рассказываете, "что всё нормально"! Поразительный феномен такое есть только у русских!

И НИЧЕГО ДУРАЦКОГО В констатации совпадений с Рамаяной НЕТ! Только если заранее принять версию - что славяне какие-то "неисторические народы". Но вот именно это и есть по-настоящему дурацкая позиция! Особенно для славянина. Да и просто для любого вменяемого человека - просвещённого и образованного.

Славяне - это одна из разновидностей индоевропейцев. И Они являются наследниками в том числе праиндоевропейской культуры и языка. ПРЯМЫМИ! Отрицать это - полностью антинаучно!

Edited at 2016-08-31 02:49 pm (UTC)

А имя Тугарин, как то в византийские источники вписывается?
Калин, Тугарин - что то из степного, из татарского, а не Византийского или Болгарского.

Тугарин - либо от туги (горя), либо от имени половецкого хана Тугор-хан. Последний вариант из степного.

Николай, одно уточнение, на всякий случай - "О. Янсен" это Роман Якобсон. Он писал одно время под псевдонимом O. Jensen.

Спасибо. Думал он швед...

  • 1
?

Log in