Хобби

nickfilin


Исторические записки


Previous Entry Share Next Entry
"Господи помози рабу Дмитру". Пародия на церковное граффити на Золотых воротах Киева
Хобби
nickfilin
Большинство древнерусских граффити, оставленных на стенах храмов в Киеве, Новгороде, Полоцке  содержат молитвенное обращение  к Богу с указанием имени лица, ожидающего божью милость. Они строились по определенному шаблону: "Господи помоги рабу [имя рек]" с некоторыми изводами. Несомненно процарапывали их иглами, гвоздями и писалами истинно верующие люди, которые искренне надеялись, что оставленная ими надпись будет заменять вечную молитву небесам.

Были однако и другие, которые были большими реалистами и с иронией относились к некоторым аспектам религиозной пропаганды.  Примером такого вольнодумства является "запретная" (а лучше сказать похабная) картинка на штукатурке внутренней стены Золотых ворот Киева. Это изображение - фактически то, что видел первым каждый утешественник, въезжавший в город Киев.

"Запретное граффити" было обнаружено летом 1981 г. во время раскопок под руководством С.А. Высоцкого. Содержание картинки было таким, что автор так и не решился полностью опубликовать его полностью до своей смерти*. В довольно условной манере на ней было изображен половой акт: стоящий на коленях мужчина,  одетый в какой-то род колпака или шапки, в одежде, застегнутой на пуговицы склонился над схематично прорисованной обнаженной лежащей женщиной. Справа еще одна фигура, как бы подглядывающая в замочную скважину или полуоткрытую дверь и надпись: "Господи по[мози] рабу Дми[тру]", пародирующая формулу церковного граффити. Надпись и третья фигура прорисованы более  тонкой линией, видимо другим инструментом и другим человеком.
Можно предположить, что какой-то похабник нарисовал неприличное изображение, а его товарищ дописал молитвенную просьбу с именем дружка и добавил к изображению автопортрет. Неизвестно точно как долго молитвенная надпись на штукатурке была видна и помогала Димитрию пользоваться успехом у женщин. Надпись датируется широким диапазоном - XI - XII вв. В 1981 г. она была найдена на двух обломках штукатурки XI века, залегавших в грунте, на глубине около 2,5 м. Общий размер рисунка небольшой 13 на 22 см. Находилось изображение, по мнению С.А. Высоцкого, в воротном проеме Золотых ворот, на высоте, доступной росту человека, т.е. там где обычно писали на стенах.

Опубликовал надпись киевский ученый Юрий Писаренко. Спустя долгие века срамной рисунок превратился в ценный исторический экспонат. Жаль что от наших советских туалетов ничего не осталось, чем можно поживиться археологам будущего...

Ссылка на статью Ю.Писаренко: http://www.history.org.ua/JournALL/ruthenica/4/2.pdf

*Частично издано  в Высоцкий С.А. "Киевские граффити XI-XVII веков" под номером 301.

  • 1
))
Спасибо
Жизнь продолжается))

С чего Вы взяли?

если граффити, как сказано, *видел первым каждый утешественник, въезжавший в город Киев*, то думается первый же въезжавший епископ приказал бы стереть похабщину - минутное дело однако.

Нет граффити настоящее. См. ссылку на статью.

Что касается епископа. Ну не знаю, может не в его интересах было штукатурить ворота за свой счет. Да и маленькая она была (всего 22 на 13 см). Не бросалась в глаза... :)))


Скорее допустил бы, что студенты, бывшие подсобной силой на раскопках, подшутили сообразно своему интеллектуальному уровню и фаллоцентрическому типу мировоззрения. Что до скаредного епископа - стереть нацарапанное это минутное дело. В целом, учитывая некритическое восприятие Збручского идола, статья производит весьма провинциальное впечатление

Edited at 2016-08-28 06:30 pm (UTC)

Ну я не думаю, что тип мировоззрения так сильно изменился с годами... :))

К тому же С.А. Высоцкий собаку съел на этих граффити. Над ним сложно было пошутить.

  • 1
?

Log in